Вестник Кавказа

Неусвоенные уроки пятидневной войны

Лев Дзугаев
Неусвоенные уроки пятидневной войны
© Фото: Сайт президента Грузии

Официальный представитель Североатлантического альянса Дилан Уайт выступил с заявлением по поводу визита президента России в Абхазию, в котором выразил сожаление НАТО в связи с тем, что Владимир Путин побывал там без согласования с грузинскими властями. "Мы не признаем любые попытки изменить статус Абхазии и Южной Осетии как регионов Грузии", — отметил представитель НАТО и добавил, что визит ″наносит ущерб международным усилиям по поиску мирного и согласованного урегулирования".

У каждого, кто хотя бы немного знаком с событиями, произошедшими в регионе 9 лет назад, такая позиция НАТО не может не вызывать протеста. Почему же НАТО не выражала протест против убийства российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии в результате авантюры Саакашвили в 2008 году? Осудила ли она его после того, когда международная комиссия, возглавляемая швейцарским дипломатом Хайди Тальявини (от которой, конечно же, ждали других выводов, но она не поддалась давлению, за что ей честь и хвала) пришла к выводу, что войну 08.08.08 начала Грузия? Ответ отрицательный: нет, не осудила.

Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба в Пицунде 8 августа 2017 года

Более того Михаил Саакашвили, вынужденный покинуть Грузию, где его вскоре объявили преступником, неожиданно вдруг всплывает в Киеве в качестве одного из "демократизаторов" Украины. Затем, после того как его и там, в конце концов, лишили гражданства, он спокойно продолжает свои "гастроли по Европам": помитинговал в Польше, затем в Литве на "разогреве" антироссийских настроений, вместо того, чтобы предстать перед судом. И если бы НАТО действительно была привержена декларируемым ценностям, Саакашвили должен был бы предстать не перед грузинским судом, а перед судом международным, Гаагским. Но этого не происходит. И вряд ли произойдет.

Тогда невольно задаешься вопросом, о каких, собственно говоря, усилиях и какого международного сообщества ведет речь официальный представитель НАТО? Не тех ли, которые на фоне зафиксированных западными исследовательскими центрам заметно усилившихся в Грузии пророссийских настроений вновь раскручивают тему вступления Грузии в НАТО. Не об этом ли свидетельствует проведенная в Тбилиси 29 мая этого года сессия Парламентской ассамблеи НАТО и принятая ею декларация о поддержке евроатлантической интеграции Грузии.

Здесь было всё: призыв к правительствам и парламентам стран альянса обеспечить твердую поддержку интеграции Грузии с НАТО, создать условия для присвоения ей плана действий по членству в НАТО, подтверждение верности и действительности заявлений, сделанных на предыдущих саммитах альянса о том, что Грузия обязательно станет членом НАТО, обещание оказать помощь Грузии в выполнении ранее утвержденных для нее программ и планов, а также усилить возможности Грузии по борьбе с гибридными угрозами и антизападной пропагандой и т.д.

Самое же любопытное было связано с требованием к России, которая, по мнению НАТО, должна "проявить уважение к независимости, суверенитету и территориальной целостности Грузии, отозвать признание "оккупированных регионов" независимыми государствами, отвести свои войска из этих регионов, выполнить все обязательства перед Грузией, соблюдать все нормы международного права" и даже ответить на одностороннее обязательство Грузии о неприменении силы аналогичным обязательством и воздерживаться от любых провокационных и агрессивных шагов в отношении Грузии, содействовать защите прав человека в Абхазии и Южной Осетии и дать гражданам возможность свободного передвижения и торговли вдоль "административной границы".

Но позвольте, господа из НАТО! Где же вы были, когда Грузия сама отказывалась задолго до событий 9-летней давности взять на себя такие обязательства по неприменению силы, к чему ее неоднократно призывали и Южная Осетия, и Россия? Вы не знаете, что именно Россия фактически до августа 2008 года выступала сохранение территориальной целостности Грузии, осуществляла после Дагомысских соглашений 1992 года миротворческую операцию, которая международными организациями была признана уникальной? Где были вы, когда Грузия фактически не выполнила ни одного из взятых на себя обязательств по постконфликтному урегулированию? А ведь у вас был шанс помочь урегулированию, остановить, предупредить преступные действия Саакашвили.

Вице-президент США Майк Пенс в Грузии

А теперь предлагаю обратить внимание на следующее. В преддверии девятой годовщины 08.08.08. в Тбилиси прибывает вице-президент США Майк Пенс. Он встречается в ходе своего грузинского вояжа с 2500 американскими и грузинскими военнослужащими, принимающими участие в третьих по счету многонациональных военных учениях "Достойный партнер — 2017" (NoblePartner 2017). В учениях на военном полигоне в Вазиани, в пригороде Тбилиси задействовано в общей сложности до 2800 военнослужащих и 500 единиц военной техники из семи стран. Вице-президент США заявляет о том, что проведение учений в Грузии является очень важным для южнокавказской страны событием. Он говорит, что верит в то, что более сильная и развитая Грузия достигнет объединения страны, что США продолжат искать новые пути, при помощи которых они усилят Грузию не только с точки зрения обороноспособности, но и экономически помогут стране, и что настанет день, когда Грузия отметит возвращение своих территорий. И далее, что США продолжат работу, чтобы однажды Грузия стала членом НАТО.

Ну не может вице-президент США не знать, что именно вопрос о вступлении Грузии в НАТО стал одним из детонаторов трагических событий в августе 2008 года. Тогда, что это за "международные усилия по поиску мирного и согласованного урегулирования"? Может быть, цель как раз в обратном, в сохранении напряженности и нестабильности в регионе?

Не мог вице-президент США не помнить о том, что незадолго до нападения на Южную Осетию в Грузии частыми гостями были высокопоставленные американские гости, начиная с тогдашнего президента США Дж. Буша младшего, госсекретаря Кондолизы Райс и кончая сотнями американских и прочих военных инструкторов; что военный бюджет Грузии рос такими темпами, что даже генсек НАТО тех времен Яап де Хооп Схеффер вынужден был указать на это грузинской стороне; что перед самой августовской войной 2008 года проходили американо-грузинские учения "Немедленный ответ". Прямо дежавю какое-то. Очень плохая игра, господа авторы "международных усилий по поиску мирного и согласованного урегулирования". Станиславский бы точно воскликнул: "Не верю!" Но тогда, что за игру они ведут? Для любого непредвзятого наблюдателя очевидно, что эта игра не имеет ничего общего с идеалами подлинного мира и стабильности. А теперь поразмышляем.

Возможно ли, чтобы хозяева Североатлантического блока, обещавшие в ответ на согласие Советского Союза на разрушение Берлинской стены и объединение Германии, не двигать НАТО на Восток, вдруг устыдившись, что не сдержали джентльменское слово (а ведь они себя считают джентльменами), примут решение об отказе в членстве в НАТО всем, кто вступил в нее после 1991 года и вернут инфраструктуру альянса в границы начала 1990-х? Ответ однозначный: нет.

Почему бы Литве не вернуть Польше Вильно – Вильнюс, столицу нынешней Литвы, подаренную ей "тоталитарным сталинским режимом", вступившим в "сговор с гитлеровской Германией". А ведь как ругают этот режим!

Или почему бы современной Украине, считающей себя жертвой тоталитарного коммунистического режима, не вернуть Львов, да и все остальные переданные ей тоталитарным режимом территории? Тем более что Польша проявляет к этому интерес.

Ведь это было бы справедливо! И это было действительно последовательным избавлением от "ненавистного коммунистического наследия".

Можем мы себе представить, что Польша отказалась от прирезанных к ней германских территории, подаренных ей "преступным сталинским режимом", возродившим польскую государственность, освободившим Польшу от гитлеровцев ценой жизни 600 тысяч своих солдат и офицеров. Даже самое богатое воображение такого не представит!

Или попробуйте представить, что Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией осудила действия США и всех тех, кто в нарушение резолюции 1244, декларировавшей приверженность суверенитету и территориальной целостности Югославии, признал Косово, а у финского президента Мартти Ахтисаари, спецпосланника ООН по Косово, отозвали Нобелевскую премию, которую ему вручили, если не лукавить, за "косовское урегулирование", напомню, в нарушение резолюции ООН. Можете? Вряд ли.

Возможно ли вернуть тот Ирак, который после сотрясания на Совбезе ООН "пробиркой Пауэлла" США уничтожили, и на десятилетия дестабилизировали весь Ближний Восток? Очевидно, что нет.

И примеры, на которых можно поупражнять свое воображение, можно продолжить.

Но остановлюсь еще на одном. Сегодня, когда прошло уже более полувека после дезинтеграции Советского Союза, вряд ли кто-либо будет оспаривать тот факт, что Беловежские соглашения были заключены в нарушение действовавшего законодательства, тем более после результатов мартовского 1991 года всесоюзного референдума, когда почти 90% принявших в нем участие проголосовало за сохранение Советского Союза. Подписантов на это никто не уполномочивал.

Можно ли представить на практике восстановление СССР в том виде, в котором он существовал? Думаю, что даже самые горячие сторонники этого понимают, что такое невозможно.

Можете себе представить, что официальный Тбилиси признает незаконными решения о том, чтобы не проводить на территории Грузинской ССР союзный референдум 17 марта 1991 года и выходе из состава СССР? Невозможно.

Поскольку тогда как минимум придется признать, что все действия, предпринятые Южной Осетией по выходу из состава Грузии, в гораздо большей степени соответствовали действовавшему на тот момент союзному законодательству и зафиксированному в международном законодательстве праву на самоопределение народов.

Говоря о союзном законодательстве, речь, прежде всего, идет о принятом Верховным Советом СССР в апреле 1990 года Законе от 3.04 1990 № 1409-I, регламентировавшем правила выхода союзных республик из СССР, который так и назывался: "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Статья 3 этого Закона, напомню, звучала следующим образом: ″В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственном правовом статусе″.

Для непредвзятого наблюдателя ясно, что Южная Осетия действовала в соответствии с действующим законодательством еще сохранявшегося Союза ССР, повысив, когда в Грузии заговорили о выходе из Союза, свой статус автономной области до уровня автономной республики в составе Грузинской ССР, 20 сентября 1990 года, приняв Декларацию о национальном суверенитете, а потом подавляющим большинством проголосовав на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение Союза ССР. А поскольку Тбилиси отказался проводить на своей территории мартовский референдум, заявляя о своем выходе из СССР, то Южная Осетия заявила о выходе из состава Грузии.

Но в том-то и дело, что некоторые международные акторы почему-то посчитали, что демократическими, как они считали, процедурами могут пользоваться только избранные. Тех же, кто лишен права быть включенным в "клуб избранных" должен быть лишен права к ним обращаться. И уже в начале 1991 года Южная Осетия испытала на себе "все прелести рождающегося грузинского демократического государства", и тогда же в Северную Осетию хлынули десятки тысяч беженцев-осетин.

А потом была война в 1992 году, затем в 2004 году, и, наконец, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года попытка "любимца западной демократии" г-на Саакашвили силовым образом раз и навсегда решить "проблему сепаратизма", проведя операцию под кодовым названием "Чистое поле", которая привела к гибели сотен мирных граждан, расстрелянных из "Градов", гибели российских миротворцев, что было беспрецедентным в международной практике. Война, которая, благодаря проведенной российской армией операции по принуждению агрессора к миру была остановлена.

В результате была поставлена точка в вопросе о возможных формах ассоциации с Грузией Южной Осетии и Абхазии. Южная Осетия и Абхазия в соответствии с волеизъявлением своих народов стали независимыми государствами. Они при всемерной поддержке России строят свое мирное будущее, и безопасность их надежно гарантирована.

О какой же территориальной целостности в таком случае по прошествии уже девяти лет рассуждают господин Пенс и господа из НАТО? У кого-то есть желание отыграть события назад? Покажите пример, господа, считающие себя джентльменами. При желании вышеприведенный перечень можно существенно расширить.

55165 просмотров