Вестник Кавказа

Нагорный Карабах: к чему может привести политика конфронтации

На этой неделе в Армении прошли командно-штабные учения "Шант-2018", в ходе которых отрабатывался сценарий войны с Азербайджаном. Эксперты, опрошенные "Вестником Кавказа", сошлись во мнении, что маневры обнажили истинные намерения премьер-министра Армении команды Никола Пашиняна, и очередная провокация приведет к росту напряженности в зоне конфликта вплоть до возобновления войны. Многие сочли учения противоречащими духу процесса мирного урегулирования и вызовом международному праву, заявив, что авантюристы из Еревана получат заслуженное возмездие. Ответ со стороны Баку не заставил себя ждать – объявлено, что 17 по 22 сентября в Азербайджане пройдут широкомасштабные оперативно-тактические военные учения, ходе которых будут отрабатываться вопросы танкового прорыва эшелонированной обороны противника, разгрома военных группировок и передовых подразделений Армении на территории Карабаха. Также будут выполняться задачи по освобождению оккупированных территорий путем уничтожения военных и стратегических объектов, расположенных на территории врага, нанесением ему ракетно-артиллерийских и авиационных ударов.

О том, к чему может привести политика конфронтации, рассуждает обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Последние заявления Никола Пашиняна о вхождении Нагорного Карабаха в состав Армении и о необходимости участия самопровозглашенной "НКР" в качестве третьей стороны переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию ставит под угрозу переговорный процесс между Ереваном и Баку. Международные наблюдатели отмечают, что со сменой руководства Армении появился риск возобновления конфронтации, ведь если Армения продолжит продавливать стремление включить непризнанную республику в переговорный процесс, Баку ответит категорическим отказом.

Армения не хочет менять статус-кво и продолжает оттягивать решение проблемы, хотя и осознает, что без уступок не обойтись. Прийти к власти премьер-министру Армении Николу Пашиняну помогла, в частности, решительная позиция по Карабаху. Наследие прошлого руководства республики по-прежнему определяет желание большинства армянского народа настаивать на признании самопровозглашенной республики. В этом смысле поддержка прежнего курса в отношении Карабаха и сохранения оккупированных территорий служит для Пашиняна своего рода гарантом того, что ближайшее время власть он не потеряет. В противном случае его ожидает участь первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, чья политическая решительность по карабахской проблеме привела к отставке. 

Война - это бизнес, поэтому тем, кто зарабатывает на поставках и оснащении армии, невыгодно окончательное решение застарелой проблемы. Сегодня Закавказье стало одним из самых милитаризированных регионов в мире. Парады и торжественные проезды закупленного вооружения в Армении транслируются по центральному телевидению. Азербайджан долгие годы наращивал свою сухопутную группировку, и сегодня ВС республики по праву считаются одними из наиболее эффективных и боеспособных. Риск возобновления боевых действий часто возрастает весной. Однако, если в начале 1990-х армянские и азербайджанские ВС лишь создавались в условиях войны, то сегодня оружия и боеприпасов достаточно, чтобы развязать очередную войну, которая приведет к большим потерям в живой силе с обеих сторон.

Но военное лобби не единственный сторонник реализации принципа разделяй и властвуй. Индивидуальный бизнес армянского олигархата, который нашел свое место, в том числе, на оккупированных территориях, имеет связи во властных структурах Армении. Правящий олигархат не приветствует изменение статус-кво, опасаясь убытков от возможной дэоккупации районов. Ситуация осложняется еще тем, что на оккупированных территориях ведется криминальный бизнес, например транспортировка и производства наркотиков, о чем неоднократно заявляли международные структуры.

До сих пор многочисленные мировые правозащитные организации, говоря о Карабахе, задаются вопросом, как можно делить землю между земляками. Читая ставшую одной из ключевых по истории карабахской войны книгу британского журналиста Томаса де Ваала "Черный чад", задаешься вопросом, возможно ли вообще в густонаселенном регионе создавать мононациональные государства. Данные археологов и архитектурное наследие говорят о том, что Закавказье было родиной разных народов, и Карабах - не исключение. Провозглашение спорных территорий (в том числе Карабаха) ареалом проживания одного народа представляется проявлением национального сепаратизма, который вполне обоснованно ведет к изоляционизму.

Угроза национального сепаратизма актуальна для всего региона, по-прежнему разделенного этнополитическими противоречиями. Сепаратизм, порой сопровождающийся насильственной депортацией, несет угрожает какому-либо прогрессу в целом. Для сравнения, густонаселенный юго-восток Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос) во второй половине XX века также познал ужас межнациональных войн, который сопровождался многочисленными этническими чистками, в том числе насильственными депортациями. Это привело к упадку целого региона. На примере юго-востока Азии можно проследить, какие экономические ниши занимали представители тех или иных этнических групп. Целые перспективные отрасли экономики оказались на грани уничтожения. Люди – самый ценный капитал, и ни одна нация не в силах в одиночку создать сильное и независимое в экономическом плане государство. В этом смысле Армения, как и регион в целом, рискует оказаться в постоянной экономической зависимости, а если к этому добавить не решаемые межнациональные проблемы, то потерять и политический суверенитет, оказавшись в сфере внешнеполитических интересов крупных региональных и мировых политических центров. Нельзя не согласиться с тезисом, что малые государства, возникшие сравнительно недавно, могут попросту не пройти испытание независимостью и быть определены как неспособные самостоятельно решать сложные вопросы. Соответственно, и государственность подобных стран может быть определена как условная.

В конечном счете, политика конфронтации может рано или поздно довести ситуацию до открытого иностранного вмешательства. Если политика Никола Пашиняна приведет к срыву переговорного процесса, в отношении Армении могут быть избраны меры принудительного характера, а, как известно, санкционная политика сегодня весьма популярна.

Очевидно, для Армении и Азербайджана, как и в целом для всего Южного Кавказа, наиболее приемлемым выходом из сложившегося хронического кризиса может стать проведение политики совместного проживания с одновременным налаживанием товарооборота и бизнес проектов. Восстановление добрососедства, которого можно достичь путем совместных проектов, объективно улучшит благосостояние населения всего региона, позволит осваивать новые рынки, возрождая некогда утерянные сектора национальных экономик.

Стоит напомнить, что в 1918 году, когда в Закавказье были провозглашены независимые государства, обсуждался проект создания конфедерации этих республик. Возможно, сегодня стоит рассмотреть такую перспективу, чтобы отойдя от территориального противостояния, перейти к сближению. Это могло бы укрепить республики и в политическом, и экономическом плане, приведя регион к полноценному миру. Вспомним, что в Швейцарии, где говорят на четырех языках, а каждый кантон имеет собственную конституцию и законодательство,  уровень жизни населения один из самых высоких в мире.

23870 просмотров