Вестник Кавказа

На основе каких принципов возможно урегулирование карабахского конфликта

На основе каких принципов возможно урегулирование карабахского конфликта

В этом месяце должна пройти очередная встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. Предстоящие переговоры Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна должны развеять неразгаданные интриги предыдущей четырехчасовых обсуждений в Париже. Стороны разделяют оптимизм продвижения переговорного процесса, о чем свидетельствуют консультации по организации саммита. Если саммит будет проведен, то он станет первой мирной встречей руководителей конфликтующих государств за долгие годы, так как в минувшие 10 лет главы Армении и Азербайджана спешно встречались исключительно после очередного вооруженного столкновения на линии соприкосновения.

Сам факт переговорного процесса наводит на мысль, что стороны имеют предложения, которые в данный момент анализируются и корректируются. Баку готов сотрудничать с Ереваном в процессе создания условий для мира, безопасности и стабильности во всем южнокавказском регионе. Азербайджан готов содействовать экономическому росту Армении, если Ереван не будет рассматривать решение карабахского конфликта в ущерб территориальной целостности Азербайджана. Баку рассчитывает на то, что желание найти общие точки соприкосновения со стороны нового руководства Армении не станет очередной популистской риторикой. Баку заинтересован в стабильном партнере и соседе.

Карабахское урегулирование открывает перспективы создания энергетического треугольника Армения-Иран-Азербайджан. Несколько проектов, которые изначально должны были быть осуществлены с участием Армении, переориентированы на Азербайджан по причине того, что Баку смог предложить Тегерану более выгодные условия. При этом энергетические коммуникации способны задействовать энергетический потенциал Армении, в том числе ее атомную и теплоэнергетику, обеспечив энергетическую безопасность всему промышленному и бизнес сектору.

Подготовка саммита Алиев – Пашинян говорит о том, что лидеры двух стран смогут представить общественности решения, которые представляются им позитивными. Принимая во внимание то, что карабахский конфликт имеет принципиальное значение и для Баку, и для Еревана, стороны стараются не наносить какого-либо вреда престижу друг друга. Многие обратили внимание на то, что Никол Пашинян по возвращении с саммита СНГ в Душанбе заявил, что «Ильхам Алиев оставил впечатление образованного человека». Руководство Азербайджана в свою очередь отмечает, что новая власть в Ереване представляет собой политически более устойчивую силу, способную договариваться. По этой причине формулировку «подготовить население к миру» стоит рассматривать в том смысле, что в решении карабахского конфликта обоюдные уступки возможны и сейчас происходит их согласование.

Что касается принципов урегулирования конфликта, то наиболее эффективным представляется проект «дорожной карты», которая была представлена в 2011 году в Казани на встрече глав Армении и Азербайджана. Она предусматривает деоккупацию захваченных районов при условии создания в Лачинском районе особого коридора для обеспечения связи между Нагорным Карабахом и Арменией. Что касается будущего статуса самого Нагорного Карабаха, то его определение невозможно без учета мнения азербайджанской общины Карабаха. В любом случае определить будущий статус станет возможно по истечении переходного периода, во время которого все вынужденные переселенцы смогут вернуться. Лишь тогда будет уместно обсуждение вопроса о целесообразности сохранения прежней административной границы бывшей карабахской автономии.

Наконец, заметно оживившийся формат переговоров говорит о том, что стороны принимают во внимание необходимость взаимовыгодных инициатив, направленных на реализацию торгового потенциала региона, ввиду стремительно меняющейся мировой экономической конъюнктуры. Страны Южного Кавказа ежегодно тратят миллионы долларов на вооружение, хотя регион и без того перенасыщен оружием.

В современном мире двусторонние межгосударственные связи все чаше сменяются новым по содержанию международным взаимодействием. Участниками такого формата выступают не только государства и межправительственные организации, но и негосударственные организации, а также регионы. Поэтому урегулирование существующих конфликтов позволит всему Южному Кавказу в будущем не быть уязвимым в отношениях с внешним миром.

18045 просмотров