Вестник Кавказа

Мягкая посадка СКФО -2

Александр Караваев
Продолжение. Начало см. Мягкая посадка СКФО-1

Наиболее затратным направлением станет туристический кластер - развитие курорта Кавказских Минеральных Вод и северокавказского туристического региона (в него входят также курорты Краснодарского края и Адыгеи). В рамках проекта до 2020 года планируется построить пять новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (республика Северная Осетия - Алания) и Матлас (Дагестан). Всего в этой туристической зоне планируется построить 803 км горнолыжных трасс и 104 тыс. мест для размещения туристов. Инвестиции порядка 451,44 млрд руб. (около 14,7млрд дол.). Проект предполагает поэтапное создание в регионе более 330 тыс. рабочих мест. Летом 2012 года премьер Медведев согласился с доводами Рамзана Кадырова о необходимости присоединения к горно-туристическому проекту и Чеченской республики. 

Туризм внутри России как сфера бизнеса не слишком котируется, цены на услуги очень высоки. Поэтому развитие курортов на Кавказе и Каспии достаточно смелый эксперимент с высокими рисками. Но необходимо отдать должное, Москве уже удалось найти средства для развития наиболее дорого проекта СКФО. Благодаря гарантиям возврата средств в случае возникновения политических рисков, к строительству горнолыжных курортов Хлопонину удается привлекать солидных инвесторов (Минфин готов компенсировать инвесторам 70% вложенных средств в случае форс-мажорных обстоятельств, инвесторы смогут 10 лет не платить налог на имущество и пять лет – налог на землю.).
Почти 735 млн евро в проект готова вложить компания топ-менеджера французского инвестбанка Natixis Рави Висванатана. Среди партнеров КСК значится французский госбанк Caisse des Depots et Consignations (обещал 10 млрд евро). Одним из главных условий участия CDC в проекте КСК стало привлечение к стройке только французских девелоперов и генподрядчиков. Этому соглашению предшествовало подписание Дмитрием Медведевым и тогдашним президентом Франции Николя Саркози в рамках саммита "восьмерки" в Довиле меморандума о намерениях по взаимодействию двух стран в развитии туристического кластера на Северном Кавказе.

Кремль предлагает задуматься над инвестированием в каспийский регион крупным местным олигархам, в частности владельцу "Нафта Москва" Сулейману Керимову. Таким образом, при изначальной стоимости проекта почти 11 млрд евро КСК уже удалось найти у сторонних инвесторов почти 12 млрд евро. В будущем бюджет КСК может увеличиться до 783 млрд руб. (18,7 млрд евро): в мае 2012 года Дмитрий Медведев дал поручение расширить туристический кластер за счет создания новых курортов на Каспийском и Черном морях, а также в районе Кавминвод.

Совершенно неожиданной идеей стало предложение КСК создать в регионе лоукост авиакомпанию. В декабре корпорация представила в правительство концепцию подобного перевозчика и планы восстановления регионального авиасообщения. В принципе этот шаг можно считать закономерным. Исследования туристического рынка показали, что серьезного снижения стоимости отдыха на Северном Кавказе с учетом цены авиабилетов, на которые приходится основная часть этой суммы, практически невозможно. Единственная возможность - создать лоукост компанию и продавать пакетные туры. Таким образом, авиакомпания планируется как бы придатком к курорту. Объем инвестиций предварительно оценили в 6,2 млрд рублей - это затраты на первоочередные меры, которые планируется реализовать до 2015 года. Из этой суммы 5 млрд рублей требуется на создание авиакомпании и формирование парка воздушных судов, 1,2 млрд рублей - на субсидирование затрат авиакомпании по региональным авиаперевозкам. По словам советника председателя совета директоров КСК Федора Щербакова, если приобретение авиапарка будет субсидироваться государством, то к 2026 году деятельность авиакомпании может быть безубыточной. Сейчас в СКФО, несмотря на довольно развитую аэродромную и аэровокзальную инфраструктуру, практически полностью отсутствует авиасообщение между аэропортами региона, что, конечно, не способствует социально-экономическому развитию. При этом искусственная монополизация не снижает цены. К примеру, аэропорт Сочи в ряду самых дорогих в мире по обслуживанию самолетов… 

Все эти проекты нередко называют своеобразной платой Кремля за лояльность Кавказа. Но кроме vip модернизации есть реалии местного обывательского уровня. Возьмем демографический аспект. Вскоре численность населения региона достигнет 10 миллионов. При этом охват детей дошкольным образованием составляет всего лишь 58% от среднероссийского уровня. Практически 51% образовательных учреждений работает в три смены (около 600 тыс. школьников). Естественно, госпрограмма предполагает также развитие социальной сферы: строительство школ, больниц и инфраструктуры. Однако большая часть планов по строительству школ планируется к реализации с 2016 года. Получается, не носит приоритетный характер?
Другая проблема – строительство социальной инфраструктуры наиболее разъедаемо коррупцией. Растекание средств вызывает ускоренный рост инфляции и повышает коррупционную стоимость местных госуслуг в сфере здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Подобный эффект уже неоднократно возникал при расходовании бюджетных средств не только на Кавказе. Весной 2012 года начальник управления Генпрокуратуры в СКФО Артем Мельников признал, что в регионе не принимаются достаточные меры к возмещению ущерба причиненного хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств. В 2011 году из общей суммы ущерба 2,5 млрд рублей в порядке гражданского и уголовного судопроизводства возмещено лишь 2,8% (69 млн. рублей). По информации Мельникова, в 2011 году при осуществлении надзора за использованием бюджетных средств прокуратура выявила более 14 тыс. случаев нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 1766 человек, судами рассмотрено и удовлетворено почти 600 исков прокуроров. 

В заключении несколько слов об имидже. Паблисити руководства СКФО очень своеобразное. Хлопонин активно дает интервью и брифинги. Но, к примеру, официальный сайт федерального округа практически не дает никакой внятной информации, не то чтобы инвестору, но вообще человеку, любопытствующему о ситуации в этом непростом регионе. Раздел «экономика и инвестиции» не функционирует, а раздел «нормативно-правовая база» попросту пуст. На сайте никаких следов госпрограммы и условий для инвестиций. Вот такой необъяснимый парадокс под носом у Хлопонина, рулившего «Норильским Никелем», сложнейшим Красноярским краем, зарекомендовавшего себя наиболее подкованным топ-менеджером в структурах региональной власти РФ. 

Справка:
Действующие ФЦП на территории Северного Кавказа 

1. «Юг России» - рассчитана на 2008-2013 годы, общий объем финансирования - 145 млрд рублей (52 млрд выделяет федеральный бюджет).
2. «Программа социально-экономического развития Чеченской республики» - закончилась в 2011 году, общий объем финансирования - 124 млрд рублей (112 млрд из федерального бюджета).
3. «Программа социально-экономического развития Ингушетии» - действует до 2016 года, общий объем финансирования программы - 32 млрд рублей. 
4. Отдельной ФЦП по развитию Дагестана нет. Но Дагестан получает около 55-56 млрд рублей в год в качестве бюджетных дотаций (оценка депутата Госдумы Гаджимета Сафаралиева). Кроме того, побережье Дагестана оказалось включено в программу "Курорты Северного Кавказа".
10505 просмотров