Вестник Кавказа

Москва и Токио стали слышать друг друга

Михаил Симонов

Власти Японии намерены форсировать переговоры с Россией по вопросу спорных территорий и заключения межгосударственного мирного договора. Сообщившее сенсационную новость японское издание The Mainichi ссылается на собственные источники в правительстве, сохраняя их анонимность. Это стало основанием для скептических комментариев в духе того, что Токио в очередной раз запускает пробный шар.

Не исключая этого, стоит все-таки заметить, что Страна восходящего солнца, пожалуй, никогда не была так близка если не к исполнению заветной мечты, то к тому, чтобы тупиковая ситуация сдвинулась-таки с места. Хотя бы на уровне обсуждения вопроса. Впрочем, надо отметить и то, что инициатива в процессе, если он все-таки состоится, принадлежит, скорее уж Москве, чем Токио.

Издание The Mainichi пишет опять же со ссылкой на "свои источники в правительстве", что премьер-министр Японии Синдзо Абэ обратится с описанным предложением – переговоры по спорным островам и межгосударственный мирный договор – к президенту РФ Владимиру Путину уже на следующей неделе в Сингапуре в ходе саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

План Абэ, согласно публикации, заключается в получении островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора между Японией и Российской Федерацией. Судьбу двух других островов – Кунашир и Итуруп, предлагается решать впоследствии опять же, естественно, за столом переговоров.

Специалисты по Японии с рядом оговорок, в том числе и "если это в действительности так", говорят, что японский премьер, вероятно, ориентируется на совместную декларацию Москвы и Токио от 1956 года. В этом документе прописывалось, что Россия согласна рассмотреть вопрос о передаче под юрисдикцию Японии двух островов – Хабомаи и Шикотан, но только после заключения договора о мире. И только "рассмотреть", что никак не означает гарантированную передачу островов. При этом Итуруп и Кунашир в декларации не упоминаются, как если бы их не было вовсе.

Всплеск активности Японии по этому вопросу "спровоцирован" Россией. В сентябре 2018 года во время Восточного экономического форума президент РФ Владимир Путин предложил премьер-министру Синдзо Абэ подписать уже до конца текущего года межгосударственный договор о мире без каких-либо предусловий. Тогда российский лидер предложил формулу выхода из тупика: "Давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий. А потом на основе мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы… И мне кажется, что это облегчило бы нам решение всех проблем, с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет".

Напомним, основным препятствием для мирного договора между Россией и Японией по итогам Второй мировой войны остается принадлежность южной части Курильской гряды. После войны весь архипелаг был включен в состав СССР. Токио оспаривает принадлежность Кунашира, Шикотана Итурупа, Кунашира и Хабомаи, который географически является группой мелких островов, объединенных под единым названием. Москва в свою очередь считает, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет над ними бесспорен.

Но предложение Владимира Путина особого понимания в Токио тотчас не встретило. Японские политологи тогда лаконично прокомментировали, что принятие предложенной российским президентом схемы – заключение мирного договора, а потом начало переговоров по островам – означает политическое самоубийство Синдзо Абэ.

В унисон экспертному сообществу прозвучало заявление генерального секретаря кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга: "Токио придерживается прежней позиции по заключению мирного договора с Россией, которая подразумевает разрешение территориальных споров. Правительство не меняет своей политики по отношению к решению вопроса о возвращении островов и заключению мирного договора". Тогда же японская сторона крайне деликатно выразила сомнение в том, что предложение президента РФ было экспромтным, а не заранее взвешенным и запланированным.

Сегодня, однако, по информации The Mainichi, Синдзо Абэ вроде бы готов следовать российской формуле: заключение мирного договора, а потом переговоры по островам. В чем причина изменения подхода, если он действительно меняется? Ответ, возможно, кроется в том самом тупике, в котором формально находятся российско-японские отношения. В Токио могли подумать: 70 лет ситуация не сдвигается с места, 70 лет нет договора о мире, но нет и войны, а раз так, то почему бы не сделать шаг навстречу русским – подписать договор о мире, чем тогда они ответят? В конце концов, договор о мире можно подписать на какой-то период времени, а потом выйти из соглашения, если до возвращения островов будет также далеко, как сегодня.

Это лишь предполагаемая логика, которой могут руководствоваться в Стране восходящего солнца. И, кстати, такой подход, если он оправдает себя, будет напрашиваться на применение в других схожих случаях, касающихся неурегулированных территориальных проблем.

На настрой японских верхов могло повлиять также уважительное отношение российской стороны к просьбам Токио. Вначале Москва отозвалась на замечание о нежелательности посещения "спорных островов" группой российских высокопоставленных чиновников. Визит делегации был отменен. А до того министерство обороны РФ отреагировало на просьбу военного ведомства Японии и в ходе широкомасштабных учений "Восток-2018" не задействовало в них Курильские острова.

9935 просмотров