Вестник Кавказа

Мифы и реальность армянской повседневности

Мифы и реальность армянской повседневности

Историческая память армянского социума опирается на два столпа – идею "многовековой борьбы" и идею "драматической судьбы" разрозненного этноса. Благодаря закрепившимся в сознании маркерам "героического" и "трагического" прошлого, общественность закрывает глаза на раздражители сегодняшнего дня. Героическое прошлое снимает с народа всякую ответственность, а "трагизм" оправдывает практически любые поступки в отношении внешних "врагов".

Фрагменты истории, которые требуют критического осмысления, не упоминаются, их "удаляют" из народной памяти. Современному армянскому обывателю неприятно осознавать, что нынешняя Армения и поколения ныне живущих армян не сумели преодолеть коррупцию, власть плутократов, экономическую зависимость на фоне полублокадного положения республики и хронического дефицита бюджета. Однако стоит кому-нибудь подвергнуть сомнению мифы о существовании "Великой Армении", первичности принятия армянами христианства, напомнить о фактах агрессии в отношении соседних народов, как подобная критика вызывает непредсказуемую эмоциональную реакцию. Создавая иллюзию реальности, камуфлируя негатив, мифы оказывают огромное влияние на современных армян.

Рассматривая себя и свою историю в отрыве от региональной, общественность воспринимает миф как часть подлинного бытия. Режимы сменяют друг друга, но их поведение определяется устоявшейся традицией. Можно сколько угодно менять чиновников, кабинеты министров, перераспределять полномочия, но результат будет одним и тем же, если не вносить принципиальные изменения в подходы.

В Армении нет прогрессивного законодательства, которое препятствовало бы переводу денег армянских налогоплательщиков на зарубежные счета, зато есть олигархи, предпочитающие хранить деньги в офшорах. Уровень жизни в стране невысокий – средняя зарплата около 130 тыс. драм (17 789 руб.). Но это не мешает банковской системе республики кредитовать население, внушая ему мысль о необходимости брать как можно больше кредитов. Основной угрозой считается внешняя. Неурегулированный карабахский конфликт наносит существенный удар по экономической безопасности республики, но компромиссы на пути урегулирования считаются в Армении проявлением трусости и предательства.

Армянская политическая элита, как и часть общественности, предпочитает не замечать проблемы армянской экономики, вызванные неурегулированным карабахским конфликтом. Армянская идеология, которая стремиться определять фундаментальные ценности всего этноса в разной степени успешности, сумела внушить поколениям армян мысль о ничтожности собственной жизни и благосостояния перед приоритетом государственной (национальной) задачи. Более четверти века в повседневную жизнь граждан Армении и армян, живущих за рубежом, искусно вплетаются мифологические сюжеты и "героические" образы, надежно камуфлируемые политическими призывами и лозунгами. При этом сюжеты и поведение современных "героев" не претерпели изменений, как и результат их деятельности – трагедия. Результат карабахского конфликта - трагедия тысяч погибших людей и сотен тысяч вынужденных переселенцев, а материальный ущерб еще предстоит подсчитать. Но имеющие цифры показательны. Так, по итогам 2018 года ВВП Азербайджана составил 46,9 млрд долларов. В Армении и Грузии этот показатель оказался скромнее и составил 12,43 и 16,21 млрд долларов соответственно. Авторитетный рейтинг по ведению бизнеса Ease of Doing Business в 2019 году поместил Азербайджан на 34 место, поставив его выше Армении (47 место), а также приблизив к Грузии (7). Азербайджан опередил Армению и в рейтинге Best countries for Business от "Форбс", оказавшись на 70 месте, Армения – на 81, Грузия – на 44.

Жизнь в условиях мифа о постоянной "готовности к внезапной войне с Азербайджаном" негативно сказывается на развитии страны. Очевидно, что постепенное урегулирование карабахского конфликта, демилитаризация и деоккупация Карабаха - вопросы стратегического планирования регионального развития. Именно регионального, так как азербайджанский Нахчыван также находится в экономической и транспортной блокаде. Транспортная логистика, энергетическая безопасность Армении и Нахчывана могут быть значительно оптимизированы. Сейчас энергетическая и транспортная системы Армении в определенной степени зависят от энергетики Ирана, который сам находится под западными санкциями. Цифры сами говорят за себя. К 2018 году Армения так и не смогла вернуться к советским показателям и преодолеть трехмиллионный порог численности населения. Численность населения Армении - 2 951 776 человек. Для сравнения, в Грузии, по данным на прошлый год, проживало 3 731 000 человек. Азербайджан сохраняет уверенное лидерство, в 2018 году в республике проживало 9 942 334 человек. Армянская пропаганда может сколько угодно апеллировать тому, что своим богатством Азербайджан обязан большим запасами нефти и газа, но стоит отметить, что богатство есть у всех республик Южного Кавказа – это человеческий капитал.

Сегодня Азербайджан демонстрирует определенные темпы экономического роста, считается надежным деловым партнером многих прогрессивных экономик. Интересно, что в Европе, США и в особенности в России бизнесмены армянского и азербайджанского происхождения нередко выступают многолетними бизнес партнерами. Это лишний раз подтверждает тезис, что любая вражда между народами - навязанный стереотип мышления.

Что изменилось в Армении за последние полтора года со времени "бархатной революции"? Практически ничего. Нынешняя постреволюционная "маркетинговая мифология" формирует культурное пространство армянских обывателей. Новая идея народной революции нужна лишь для достижения политического лидерства и усиления воздействия на общество. Бренд народной революции - очередной миф, который объявляется всеармянским. За годы правления карабахского клана армяне отстранились от политики. Враги остались прежними, их ряды пополнили деятели прежнего режима. Схема мифа осталась простой и универсальной - посадить за решетку всех воров, не посрамить память предков, отстоять "священную" для всего народа землю. Схема по-прежнему демонстративна, примитивна и не удовлетворяет потребности общества в переменах.

43520 просмотров