Вестник Кавказа

Международное признание Абхазии возможно в союзе с Грузией

Международное признание Абхазии возможно в союзе с Грузией

Более десяти лет прошло с того момента, как 26 августа 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия в ответ на это решение разорвала дипломатические отношения с Москвой и объявила две закавказские республики оккупированными территориями. США и Евросоюз также отказались признать независимость бывших грузинских автономий. Примеру России последовали лишь Никарагуа, Венесуэла, Науру и Вануату. Вскоре после этого Тбилиси представил стратегию, направленную на восстановление контактов с отколовшимися автономиями в экономической, социальной и гуманитарной сфере. В конечном счете, стратегия, названная "Вовлечение через сотрудничество", была призвана помочь Грузии вернуть потерянные территории. Аналитики тогда положительно оценил проект, заметив, однако, что статуса Южной Осетии и Абхазии он не касается, а значит, усилия по налаживанию отношений могут в могут быть перечеркнуты в любой момент. Между тем за прошедшие десять с лишним лет ни Абхазия с Южной Осетией, ни Грузия не добились каких-то существенных результатов ни в улучшении экономической ситуации, ни в направлении нормализации отношений. Выход из создавшегося положения предлагает аналитик "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Региональная политика Южного Кавказа определяется экономической взаимозависимостью соседних государств при серьезных противоречиях между ними в сфере безопасности. В этих условиях формирование в регионе сложной многоуровневой модели взаимодействия крайне сложно. При этом Южный Кавказ находится в фокусе внимания некоторых наднациональных субъектов, которые заинтересованы в проникновении транснационального капитала в новые регионы с европейскими устремлениями. Однако на данном этапе основные интересы Европы связаны с вопросами собственной безопасности и преодолением социально-экономических проблем.

Поэтому одним из вариантов решения проблем Южного Кавказа может стать региональная интеграция, в частности союз Грузии и Абхазии. Тем более что разработка подобного соглашения уже велась. Хотя в течение четверти века Южный Кавказ остается зоной локальный противоречий, наиболее близкими к мирному урегулированию конфликта могут считаться Грузия и Абхазия. И в Тбилиси, и в Сухуме понимают, что возврат к автономному сосуществованию Абхазии в составе Грузии невозможен. За последние 25 лет и в Грузии, и в Абхазии выросло поколение, не имеющее опыта совместного проживания.

Идея состоит в том, что Грузия и Абхазия как два равноправных субъекта смогут устанавливать двухсторонние дипломатические и консульские отношения с иностранными государствами, иметь представительства в международных организациях, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы. Посредниками и гарантами конституционального устройства будущей конфедерации могут стать США, ЕС и Россия. Тбилиси и Сухум даже могут стать основоположниками важнейшего для всего региона процесса демилитаризации. В таком случае в целях поддержания правопорядка члены конфедерации могли бы ограничиваться исключительного силами полиции и группами экстренного реагирования, воздерживаясь от членства в каких-либо военно-политических объединениях.

Принципиального новое соглашение откроет широкие возможности. Речь идет о реанимации железнодорожного сообщения всего региона, а в перспективе, возможно, о создании на территории Абхазии зоны свободной торговли между Европой и Южным Кавказом. Ощутимая выгода от конфедерации очевидна. За последние двадцать с лишним лет энергетическая система Абхазии пришла в упадок, а финансовые проблемы не позволяют провести обновление электросетей и запустить альтернативные источники энергии, сняв тотальную зависимость Абхазии от расположенной на границе с Грузией Ингурской ГЭС. Финансовые вливания в инфраструктуру Абхазии не дадут особого эффекта, поскольку сегодня ее экономика не в состоянии обеспечивать последующее обслуживание энергетического сектора. В настоящее время Абхазии необходима интеграция, которая способна реанимировать весь потенциал некогда всесоюзного курорта, позволяя загрузить ее морские порты и расширить внутренний рынок товаров.

Что касается Тбилиси, то свободное перемещение граждан по всей территории конфедерации подтвердит успех политики правящей в Грузии "Грузинской мечты", значительно ослабив грузинскую оппозицию.

***

Справедливости ради стоит сказать, что идея конфедерации имеет противников, которые считают ее "происками Москвы", задавшейся целью "легитимзиировать оккупацию регионов Грузии", создав иллюзию, что отношения с Россией улажены, а территориальная целостность Грузии восстановлена. Западные партнеры Грузии не допустят, чтобы гарантом конституционального устройства конфедерации выступала исключительно Россия. Однако в Москве и не настаивают на такой позиции и не усматривают аналогий с "меморандума Козака" по Приднестровью 2003 года, от которого в последний момент отказался президент Молдавии.

С другой стороны, без участия России создание грузино-абхазской конфедерации вряд ли возможно. Абхазия привлекает немало российских туристов и предпринимателей, поэтому разработка совместных крупных экономических проектов в сфере виноделия, медицины, туризма будет лишь способствовать нормализации отношений в регионе. Грузино-абхазская конфедерация предполагает главным образом экономическую составляющую, поскольку многолетний опыт показывает, что только сотрудничество может привести к экономическому процветанию Южного Кавказа.

38280 просмотров