Вестник Кавказа

Кто уничтожил ”дух” ядерного соглашения с Ираном?

В четверг на совместной пресс-конференции с итальянским премьером репортер Fox News спросил у президента США Дональда Трампа, придерживается ли Иран условий знакового ядерного соглашения, заключенного Тегераном с правительством Обамы и другими мировыми державами в 2015 году. Трамп поколебался с ответом, а затем заявил, что Иран нарушил ”дух” соглашения, который устанавливает поддающиеся проверке пределы ядерной деятельности Ирана в обмен на снятие санкций. Atlantic Council в материале Who Killed the 'Spirit' of the Iran Deal? утверждает, что Это был странный ответ, учитывая, что государственный департамент Трампа только за 24 часа до этого официально подтвердил, что Иран соблюдает соглашение, известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).

Трамп, который во время предвыборной кампании назвал СВПД одним из ”наихудших контрактов, которые когда-либо видел”, похоже, лавирует, потому что понимает, что соглашение работает, и у него нет лучшей альтернативы. В отличие от реформы здравоохранения и защиты пациентов Обамы, которую Трамп все еще пытается отменить, нет готовой замены для сложного соглашения, переговоры по которому шли в течение нескольких лет между Ираном, США, другими постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией. В соглашении, включенном в международное право Советом Безопасности ООН, содержится ряд требований: для Ирана немедленно прекратить свою ядерную деятельность и для Соединенных Штатов постепенно отказаться от связанных с ядерной областью санкций, которые препятствуют нормальной торговле с другими странами и инвестициям в Иран.

Администрация Трампа, похоже, разочарована тем, что Иран не дал ей никаких оснований для отказа от соглашения и что США вынуждены будут ослабить санкции или оказаться в ситуации невыполнения соглашения. Как еще объяснить заявление Государственного департамента для журналистов, озаглавленного ”Иран продолжает поддерживать терроризм”, первый абзац которого содержал свидетельство Конгресса о том, что Иран соблюдает СВПД?

Очевидно, что у США и Ирана есть много других разногласий и проблем, но СВПД они не касаются. Фактически, они были явно исключены из переговоров, иначе соглашение не было бы подписано.

Верно также и то, что некоторые члены администрации Обамы и правительства Ирана надеялись, что СВПД приведет к улучшению отношений. Но эта надежда была разбита, когда Иран отказался освободить Сиамака Намази, ирано-американского бизнесмена и ученого, а затем был арестован его восьмидесятилетний отец, широко уважаемый бывший официальный представитель ООН.

Затем администрация Трампа приступила к принятию собственных  наносящих вред решений, в первую очередь визовых запретов, которые непропорционально затрагивают иранцев и иранских американцев. Запреты были оставлены судами, но уже оказали негативные влияние на поездки и обмены между людьми.

Еще одна нереализованная надежда состояла в том, что ядерное соглашение могло бы стать образцом для обсуждения региональных вопросов, в том числе гражданских войн, бушующих в Сирии и Йемене, и сохраняющейся нестабильности в Ираке. К сожалению, администрация Трампа не заинтересована в диалоге по этим вопросам с Ираном. Хотя Иран несет определенную ответственность за их усугубление, они не могут быть разрешены без его участия.

Госсекретарь Рекс Тиллерсон, опубликовавший на этой неделе свой эмоциональный критический анализ Ирана и неверно сравнивший СВПД с рамочным соглашением - двусторонней сделкой с Северной Кореей, которую администрация Джорджа Буша расторгла в 2002 году, - не показал никакого желания наладить связи со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом.

Зариф поддерживал хорошие рабочие отношения с предшественником Тиллерсона Джоном Керри. Это не только способствовало заключению ядерной сделки, но и привело к быстрому освобождению американских моряков, которые случайно оказались в иранских водах в прошлом году. Кажется, что между давними противниками существует только один оставшийся дипломатический канал. На следующей неделе Иран и США направят своих представителей на запланированное заседание Совместной комиссии в Вене, которая создана для разрешения споров о СВПД. Остальные члены группы 5+1 и старший представитель от Европейского союза также будут присутствовать на встрече. 

Европейские лидеры, которые приезжали в Вашингтон с момента инаугурации Трампа, настоятельно призвали администрацию соблюдать обязательства по ядерному соглашению. Отказ от СВПД может спровоцировать кризис в отношениях между США и Европой, которые уже были встревожены критикой Трампа в отношении НАТО как ”устаревшей” организации. С тех пор президент изменил свое мнение по этому вопросу, и он должен также выслушать мнения европейцев по Ирану. За долгое время наблюдатели ирано-американских отношений поняли, что ни одна из сторон не реагирует положительно на провокации и угрозы. Хотя у двух стран есть законные разногласия, их интересы совпадают в ключевых областях, таких как необходимость победить ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, - ″ВК″). Для администрации Трампа непосредственная угроза исходит от Северной Кореи, которая обладает ядерным оружием и открыто угрожает американским войскам в регионе и дома. Для Вашингтона и Тегерана настало время отложить в сторону взаимные обвинения и сосредоточиться на прагматических решениях реальных проблем.

12350 просмотров