Вестник Кавказа

Конец лоббизма Саакашвили на Западе

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Конец лоббизма Саакашвили на Западе
© Фото: Сайт президента Грузии
В ближайшее время секретарь Совета национальной безопасности (СНБ) и ближайший соратник президента Гига Бокерия будет вызван в генпрокуратуру на допрос в рамках финансовой проверки СНБ. Наблюдатели даже не исключают ареста Бокерии, поскольку уголовное дело заведено по факту превышения служебных полномочий. Статья 333 УК, за это преступление, предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Тема колоссальных «нецелевых трат» СНБ была поднята новыми властями сразу после победы на октябрьских парламентских выборах. Премьер Иванишвили неоднократно говорил, что с «тратами СНБ надо разобраться», а по словам министра финансов Нодара Хадури, СНБ за последние годы «израсходовал около 100 млн для лоббирования интересов Михаила Саакашвили в западных столицах».

Бюджет СНБ на 2013 год был сокращен с 15 млн до 1,2 млн долларов. Сам Бокерия обвинения отрицает и ссылается на необходимость «продвижения интересов Грузии за рубежом, в том числе за счет финансирования лоббистских групп и рекламных компаний».

В скандале вокруг бюджета СНБ стороны исходят из разных посылов: команда Иванишвили не считает интересы президента Саакашвили тождественными с государственными интересам Грузии, а бывшие власти постоянно пытаются поставить между ними знак равенства. Например, СНБ неоднократно финансировал статьи и интервью грузинского лидера в самых престижных западных изданиях, в том числе The New York Times, Washington Post, где они публиковались на правах рекламы. Эта схема использовалась и в электронных СМИ, а также для утверждения положительного образа страны в эфире глобальных телекомпаний. Скажем, CNN подготовила серию передач о развитии курортных зон Грузии, о реформе полиции и так далее. Чаще всего они выпускались в эфир на правах рекламы, а правительство (через СНБ) платило за каждый сюжет изрядные суммы.

Еще одна статья расходов: пиар-кампании и лоббистские услуги профессиональных западных агентств для работы с группами влияния в западных столицах, популяризации Грузии, продвижения грузинской версии событий августа 2008 года (в том числе голливудский фильм «Пять дней августа») и так далее. Деньги шли также на престижные визиты в Грузию западных VIPов, организацию концертов популярных музыкантов, участие звезд мирового кинематографа в местных фестивалях искусств. Эти траты по определению не могли быть открытыми, а по действующему законодательству, СНБ имеет право засекречивать свои расходы. Именно поэтому бюджет ведомства, где работает всего 20-30 человек, был столь огромным.

Бидзина Иванишвили считает, что миллиона долларов вполне хватит СНБ для выполнения своей основной функции – анализа рисков национальной безопасности и подготовки заседаний совета. Правда, из-за прохладных отношений между президентом и премьером СНБ с октября прошлого года не собирался ни разу. Иванишвили не без оснований полагает, что в условиях, когда президент превратился в «хромую утку», ресурсы СНБ он будет использовать для лоббирования на Западе собственных, а не государственных интересов.

Не понятно как поступит правительство, если американские и европейские компании, заключившие секретные контракты с СНБ до парламентских выборов, потребуют оплаты и подадут в суд не на Саакашвили, а на само грузинское государство. Ведь платить им будет нечем - траты в госбюджете официально не предусмотрены. Тогда скандал выйдет на международную арену. Впрочем, эта проблема вряд ли очень волнует Иванишвили. Он никогда не скрывал, что сам финансирует лоббистские компании, но не из государственного, а собственного бюджета и договорится «по хорошему» с профессионалами своего дела ему не составит большого труда.

Тем не менее ситуация вокруг СНБ накаляется с каждым днем и может вылиться в серьезное противостояние в преддверии президентских выборов. «Вестник Кавказа» попросил прокомментировать происходящее ректора дипломатической академии Иосифа Цинцадзе.

- Насколько такая практика как финансирование лоббистской деятельности через скрытые источники свойственна для демократических стран?

- Очень деликатный вопрос. В самых демократических странах есть статьи в бюджете, которые не могут быть обнародованы и считаются секретными. С другой стороны, проверка есть проверка – необходимо исключить возможность присвоения госсредств. Так что проверять надо, но очень деликатно. Следствию придется пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, необходимо выявить нарушения, но так, чтобы не ущемить государственные интересы.
Вызывает удивление, что власти решили проверить именно СНБ, а не, скажем, Минсельхоз, где происходят возмутительные нарушения, в результате чего министр Давид Кирвалидзе был вынужден подать в отставку. Так что, политизация вопроса в связи с СНБ налицо.
Важно, в какой форме все это происходит. Тем более недопустимо разглашать сведения о тратах, если они происходили, исходя из соображений укрепления нацбезопасности и продвижения, либо защиты интересов страны за рубежом.
Часто можно слышать, что если сумма выделялась на публикацию в западной прессе определенных материалов, то это якобы «нецелевая трата бюджетных денег». Так можно дойти до полного абсурда. На самом деле, определяющим должен быть устав СНБ. Если устав не допускает такие траты, значит, они были незаконными и виновные понесут наказание за превышение служебных полномочий. В этом случае не имеет значения, сколько истрачено – 10 долларов или 100 миллионов.
26470 просмотров