Вестник Кавказа

Китай наносит ответный удар

The Week
Китай наносит ответный удар

В понедельник Китай открыл новый фронт в торговой войне с США, вызвав волнение на Уолл-стрит, отмечает The Week в материале China just showed why Trump can't win with tariffs. Центральный банк КНР скорректировал стоимость своей валюты до самой низкой отметки за последние десять лет. Инвесторы, опасаясь, что президент США Дональд Трамп ответит очередным повышением тарифов, отреагировали распродажей акций, чтобы обезопасить ценные бумаги и гособлигации. В результате, к концу дня индексы S&P500 и Nasdaq упали на 3% и 3,5% соответственно. Инвесторы, вероятно, правы. Тем не менее в данном случае низкая стоимость юаня по отношению к доллару США стала проблемой, требующей решения.

Однако есть способ, с помощью которого Америка может бороться с валютными манипуляциями Китая без тарифной войны и последующей паники на рынке. Сейчас Трамп в торговой войне полагается на тарифы, чтобы заставить Китай провести реформы. Пока Пекин не проявляет особого стремления к сотрудничеству, и тарифные угрозы Трампа продолжают нарастать. Он уже ввел 25-процентные пошлины на китайский экспорт в США стоимостью $250 млрд. На прошлой неделе американский президент угрожал ввести дополнительные 10-процентные тарифы на продукцию стоимостью $300 млрд. Эти меры в итоге приведут к тому, что каждый доллар китайского экспорта будет облагаться американскими пошлинами.

Падение китайской валюты представляет проблему для подобной стратегии, потому что она в значительной степени нейтрализует действие тарифов Трампа. Основная идея пошлин заключается в том, чтобы поднять стоимость китайского экспорта на внутреннем американском рынке, тогда американцы будут закупать товары в меньшем количестве. Но падение стоимости китайской валюты снижает цену экспорта для американцев, тем самым компенсируя влияние тарифов. Действительно, Народный банк Китая недвусмысленно заявил, что снижение стоимости валюты - это возмездие за ”односторонние меры торгового протекционизма и повышение тарифов для Китая”. Трамп сразу же отреагировал в Твиттере, раскритиковав ”валютные манипуляции”. 

Единственное, что может сделать администрация Трампа, наложить еще больше тарифов на китайский экспорт в рамках возмездия за падение юаня. Нельзя повторять одну и ту же стратегию, которая вызывает беспокойство на рынках, и при этом надеяться на другой результат. Тарифы вредят нескольким отраслям, нарушая цепочки поставок, и влекут за собой ответные меры, которые значительно осложняют деятельность инвесторов.

Кроме того, тарифы Трампа не привели к балансу торговых потоков между США и Китаем, который был заявлен главной целью экономической конфронтации. Торговый дефицит с Китаем фактически увеличился с начала торговой войны Трампа.

В итоге тарифы причинили много вреда обеим сторонам, не обеспечив жалеемого эффекта. Трампу нужна альтернативная стратегия, и у него есть несколько вариантов.

Когда китайский ЦБ проектирует падение своей валюты, он скупает финансовые активы, выраженные в долларах США. Это увеличивает спрос на доллар, повышая его стоимость по отношению к юаню. Возвращение двух валют к относительному балансу требует определенного реагирования на эти закупки.

Один из вариантов - предотвратить закупку активов. Например, правительство США может ввести плату или налог на все зарубежные покупки американских активов. Вместо того чтобы наказывать тарифами американцев, покупающих китайские товары и услуги, нужно по существу бить по китайским покупателям, приобретающим финансовые инструменты в США. Например, сенаторы Тэмми Болдуин (демократ, Висконсин) И Джош Хоули (республиканец, Миссури) предложили законопроект, который может предоставить Федеральному резерву новый дополнительный мандат для балансирования торговых потоков США с миром в течение пяти лет. Инструмент, предоставляемый ФРС, это новая пошлина, которой облагаются все иностранные закупки акций и облигаций США.  В случае введения подобной практики, Китаю будет дороже проводить валютные  манипуляции.

Уолл-стрит, вероятно, эта идея не придется по нраву. В определенной степени состоятельным инвесторам не нравятся попытки правительства вмешаться в торговые потоки, поэтому они против подобных мер. Но такой шаг окажет минимальное влияние на реальную экономику. У Америки нет недостатка дешевого финансового капитала с китайскими инвесторами или без них.

Другой возможный вариант еще интереснее: Америка может скупать китайские финансовые активы до тех пор, пока эффект от покупок активов США не будет уравновешен. Иными словами, если Китай (или кто-либо еще) повысит стоимость доллара США по отношению к своей валюте, создав спрос на американские активы, можно будет повысить стоимость другой валюты по отношению к доллару, скупая их активы, при этом процесс будет сбалансирован. Это возможно осуществить, следуя примеру Болдуин и Хоули: нужно уполномочить Федеральный резерв сбалансировать торговые потоки путем закупки финансовых активов, выраженных в китайских юанях или в валюте любой другой страны, торговые потоки с которой вышли из-под контроля из-за вмешательств подобного рода.

Этот вариант менее болезненный, чем взимание платы за зарубежные закупки американских активов. Инвесторы здесь и по всему миру могут без помех покупать все, что хотят; ФРС просто будет присутствовать на мировых рынках, имея более определенную стратегическую задачу. Что касается реальной экономики, то бизнес-модели и цепочки поставок будут просто приспосабливаться к изменяющимся валютным курсам, что они уже и так делают на глобальном и якобы свободном рынке валютных бирж.

Наконец, это не просто инструменты для ведения торговой войны с Китаем. Это инструменты для реформирования торговых потоков Америки со всем миром. По оценкам, доллар США должен упасть в диапазоне от 6 до 30% для ликвидации торгового дисбаланса с миром. Тарифы, в лучшем случае, являются косвенным методом корректировки валютной стоимости, который наносит значительный побочный ущерб. Для решения вопроса есть более удачные способы.

11720 просмотров