Вестник Кавказа

Как США могут улучшить отношения с Ираном

 New Straits Times

Антиправительственные выступления в Иране, начавшиеся в конце минувшего года с социальных протестов против повышения цен на продукты питания, приобрели политический характер и стали крупнейшей акцией со времен протестов против итогов президентских выборов 2009 года. Как отмечает New Straits Times  в материале Invading Iran will further Inflame the Middle East, комментируя события в ИРИ, президент США Дональд Трамп сражу же раскритиковал Иран за "нарушения прав человека" и намекнул, что "смена режима неизбежна и вполне оправдана". Эксперты считают возможное военное вмешательство США в дела Ирана ужасной идеей, которая навсегда дестабилизирует Ближний Восток.

Однако президент США полагает, что современный Иран с угрожающей быстротой распространяет свое влияние на Ближний Восток и вредит американским региональным интересам. Хотя Трамп называет Иран "агентом хаоса", он предпочитает не вспоминать о позитивной роли Тегерана в регионе за последние два года. Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и его шиитские подразделения в сотрудничестве с российской армией сыграли важную роль в разгроме террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ), которая несет прямую ответственность за смерти тысяч мирных жителей на трех континентах.
Пока в дело не вступил Иран, террористическая группировка продолжала одерживать победы над вооруженной оппозицией, поддерживаемой США, расширяя свою территорию. Что же в это время делал предшественник Трампа Барак Обама? Он постоянно отклоняя просьбы сирийских и курдских подразделений сопротивления оказать поддержку на земле. Для него перспективы Демократической партии на выборах 2016 года были гораздо важнее, чем сохранение жизни арабов, курдов, езидов и восстановление регионального порядка. КСИР, в свою очередь, выстроил надежный союз с местным ополчением под эгидой Сил народной мобилизации, которые с российской помощью остановили ИГИЛ. Самое интересное, что ИГИЛ добилась столь многого на Ближнем Востоке в значительной степени благодаря радикальным идеям, распространяемым Саудовской Аравией по всему региону, чтобы подорвать позиции Ирана.
Смена режима в Иране чревата множеством рисков, поскольку весь государственный аппарат функционирует при слабом статус-кво. Свержение аятолл военными средствами приведет к немедленному восстанию, масштабы которого будут еще больше, чем в Ираке в 2003 году. Почему? Может, обычные иранцы и недовольны неравенством в обществе, но они ненавидят Вашингтон, который систематически лишал иранскую нацию достоинства путем введения несправедливых санкций и ограничений на поездки.

Одно дело если бы у США был хороший послужной список в вопросе строительства государств в XXI веке, но его нет. Хаос и кровопролития следовали за каждым американским вмешательством от Афганистана до Ирака и Ливии. Что еще хуже, террористические группы, такие как Талибан, Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в РФ), заполнили социально-политическую пустоту.

Можно говорить об угрозе, которую Иран представляет для Израиля - американского союзника. Маловероятно, что при аятоллах Иран когда-либо установит хорошие отношения с Израилем по тем же причинам. Израильские политики усилили свое влияние, используя образ Ирана как экзистенциальной угрозы с 1979 года. В своей национальной повестке дня они сосредоточились на проведении параллелей между Адольфом Гитлером и иранскими аятоллами, говоря о том, что последние также хотят стереть евреев с лица земли.

Тем не менее конфликт между США и Ираном не обязательно должен продолжаться вечно. Когда в своей внешней политике Трамп перестанет фокусироваться на противоречиях, он поймет, что ключом к перестройке Ирана станет расширение прав и возможностей людей, а не дальнейшее опустошение их кошельков и пустые обещания свободы и демократии. Подход, схожий с Планом Маршалла, приведет к гораздо лучшим результатам, чем угрозы суверенитету Ирана.
В качестве первого шага Трамп должен начать приветствовать взаимодействие между людьми, а не продолжать запрещать поездки. Агентство США по международному развитию должно начать программы, направленные на повышение качества жизни иранского народа без каких-либо предварительных условий или навязывания определенной политической повестки дня.
Есть ряд мер по укреплению доверия, которые президент США может использовать, чтобы разобраться с недоверием и ненавистью, сформированными несколькими поколениями иранских и американских лидеров. У Трампа есть возможность навсегда изменить американское восприятие Ирана и достичь истинного мира.

14360 просмотров