Вестник Кавказа

Как Иран и Россия могут подорвать сделку ОПЕК

The Wall Street Journal

Вчера в телефонном разговоре Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани договорились координировать шаги на мировых рынках углеводородов, в том числе в рамках энергодиалога России и Организации стран-экспортёров нефти. Он отметили принципиальную важность предпринимаемых по линии ОПЕК мер по ограничению добычи сырья как ключевого фактора стабилизации глобального нефтяного рынка.

О том, с чем экспортеры нефти прибудут на сегодняшнюю встречу ОПЕК, рассказывает Wall Street Journal.

В понедельник крупнейшие мировые нефтедобывающие страны активизировали переговоры о сокращении уровня добычи, но им не удалось разрешить споры о добыче в Иране, Ираке и России, которые потенциально могут сорвать сделку. Организация стран-экспортеров нефти пытался закрепить детали сентябрьского соглашения, направленного на борьбу с глобальным переизбытком нефти. Официальная встреча состоится в Вене в среду, через два года после того, как 14 стран, входящих в картель, позволили ценам на нефть упасть, что привело к падению рынка до исторического минимума.

Страны ОПЕК пытаются договориться о сокращении объема нефтедобычи картеля на 1 млн баррелей в сутки, что составляет более 1% от объема мировых поставок. Саудовская Аравия, крупнейший мировой экспортер нефти и самая влиятельная страна ОПЕК, также призвала страны не входящие в ОПЕК, в частности Россию, присоединится к соглашению. Сделка оказалась под вопросом в воскресенье, когда министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что рынок стабилизируется и без сокращения уровня добычи. Ранее Фалих был одним из самых ярых сторонников сокращения. Определенный прогресс был достигнут в понедельник. На закрытой встрече представители Ирана и Ирака отметили, что задумываются о сохранении добычи на нынешнем уровне, хотя изначально обе страны заявляли, что хотят его увеличить.

Иракские чиновники часто связывались со своим руководством, что подчеркивает сложность переговоров. К тому же обещание заморозить добычу может не удовлетворить Саудовскую Аравию, поскольку страна выступала за то, чтобы другие члены ОПЕК пошли на сокращение. Как заявили президент России Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани в понедельник, они договорились координировать усилия по ограничению добычи, однако подробностей они не раскрыли. Это идет вразрез с желанием Саудовской Аравии сократить добычу. В то же время, алжирский и венесуэльский министры нефти Нуреддин Бутерфа и Эулохио дель Пино посетили в Москву в понедельник, чтобы попытаться уговорить Россию присоединится к сокращению.

Цены на нефть выросли на фоне этих переговоров. Brent поднялся на 2,2%, до $49,31.

В ОПЕК отметили, что саудовские чиновники обеспокоены нежеланием других стран присоединиться к сокращению. Они боятся, что другие страны могут украсть их долю на рынке, как это произошло в 1980-х. Нигерия и Ливия могут стать исключением, но саудовские чиновники не хотят идти на жертвы, чтобы затем позволить своим соперникам, таким как Иран, продолжать поднимать уровень добычи.  "Если Саудовская Аравия пойдет на сокращение добычи, она не хочет, чтобы кто-то смог заменить ее на рынке", - отметил источник в ОПЕК.

Министр нефти Ирана Биджан Зангане выразил надежду, что "нефть не будет использоваться в качестве политического инструмента", когда страны встретятся в среду. 

Иран, Ирак и Россия стремятся к росту цен на нефть, но от сокращения добычи они получат гораздо меньше, чем многие другие. Россия хочет, чтобы цены выросли, поскольку от нефти и газа зависит чуть менее половины ее доходов. Но у Москвы меньше пространства для маневра, чем у Саудовской Аравии, так как большая часть ее нефтяной промышленности находится под санкции Запада, а крупные нефтяные месторождения, расположенные в холодной Сибири, могут быть легко повреждены.

Ирак хочет получать от нефти максимальную прибыль для финансирования дорогостоящей войны с радикальной ИГИЛ. Багдад также оспорил независимые данные по уровню добычи страны, используемые ОПЕК, заявив, что она больше примерно на 200 тысяч баррелей в день. 

Иран пытается вернуть себе долю нефтяного рынка, которую он потерял из-за западных санкции. Даже при низких ценах Тегерану выгодно восстанавливать отношения с европейскими и азиатскими покупателями.  Иран имеет более диверсифицированную экономику, чем многие члены ОПЕК. Экспорт нефти составляет около 25% его бюджета, по сравнению с 70% в Саудовской Аравии и более чем 40% в Венесуэле.

Скорее всего, Садовская Аравия и Иран смогут преодолеть разногласия, потому что от результатов этих переговоров зависит многое, отметил иранский экономист Манучехр Такин. Некоторые аналитики считают, что если соглашение не будет достигнуто, то нефть может подешеветь до $35 за баррель. "Сейчас идут торги. Когда наступает кризис, члены ОПЕК всегда договариваются принять общий подход", - сказал Такин.

13175 просмотров