Вестник Кавказа

Хайко Лангнер: "О мире лучше молчать: что стоит за армянскими требованиями прямых переговоров между Азербайджаном и Нагорным Карабахом?"

Alumniportal Aserbaidschan
Хайко Лангнер: "О мире лучше молчать: что стоит за армянскими требованиями прямых переговоров между Азербайджаном и Нагорным Карабахом?"

В начале августа премьер-министр Армении Николь Пашинян в ходе краткосрочного визита в азербайджанский регион, контролируемый армянскими сепаратистами, заявил: "Нагорный Карабах - это Армения". Берлинский политолог Хайко Лангнер в статье  Was hinter der auf den ersten Blick plausibel klingenden armenischen Forderung steckt, dass Aserbaidschan mit Bergkarabach gleichberechtigte Direktverhandlungen aufnehmen müsse?  для Alumniportal Aserbaidschan пишет, что слова Пашиняна были рассчитаны на внутреннюю аудиторию, но фактически стали отказом от мирного процесса.

Стороны уже давно договорились о Мадридских базовых принципах, согласно которым политический статус Нагорного Карабаха должен быть определен только в результате успешного мирного процесса на юридически обязательном референдуме под международным контролем с участием всех групп населения.

В качестве эквивалентного ответа на заявление Пашиняна президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву пришлось бы объяснить своему народу, что мирные переговоры с Арменией провалились и остался только военный вариант. В этом случае буря негодования по поводу "разжигания войны Азербайджаном" наверняка прокатилась бы по немецким СМИ. Тот факт, что правительство Азербайджана не пошло на этот шаг, еще раз показывает, какая из сторон конфликта имеет реальный переговорный интерес, а какая лишь симулирует его. Тот факт, что Армения поставила под удар мирный процесс, не был удостоен внимания ведущих немецких СМИ. Только член Бундестага,  заместитель председателя парламентской группы Германия-Южный Кавказ Хелин Эврим Зоммер (Die Linke) резонно указала в Твиттере, что Армения должна согласиться с основными принципами переговоров, потому что в противном случае невозможно долгосрочное и устойчивое урегулирование конфликта. Но о чем конкретно идет речь?

Политика должна начинаться с оценки реальности, причем в любом случае, с точки зрения международного права. Согласно нескольким резолюциям ООН, Нагорный Карабах и семь прилегающих районов, контролируемых Арменией, являются неотъемлемыми частями независимой Азербайджанской Республики. Следовательно, ни одно государство дипломатически не признало самопровозглашенную "Нагорно-Карабахскую республику", включая, что примечательно, саму Армению. Более того, отказываясь признавать Нагорный Карабах, Армения, по сути, сама подтверждает незаконность одностороннего отделения.

Второй политически неприятный для Армении факт касается характера конфликта. В октябре 2014 года правительство Германии в ответ на запрос оппозиционной партии "Левые" в Бундестаге впервые официально подтвердило то, о чем говорилось уже давно: "Из 23 000 солдат сил самообороны так называемой "НКР" 8 000 являются членами регулярных вооруженных сил Республики Армения. "Силы самообороны" обеспечиваются призывниками, большинство из которых также набирается из Армении". Другими словами, "силы самообороны" Нагорного Карабаха являются плодом воображения. Оккупированные территории контролируются ВС Республики Армения.

Далее в ответе говорится: "Федеральное правительство рассматривает нагорно-карабахский конфликт как межгосударственный конфликт между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой". Это показывает, что стоит за, на первый взгляд, не лишенным смысла требованием Армении о том, чтобы Азербайджан рассматривал Нагорный Карабах как равную сторону для прямых переговоров: межгосударственный характер конфликта и незаконная оккупация Армении должна быть замаскирована, а роль сепаратистского режима преувеличена. В целях пропаганды организовывается активный политический туризм депутатов Бундестага и земельных парламентов в Нагорный Карабах. Публичные приемы парламентариев армянскими сепаратистами приводят к тому, что они немедленно вносятся в запретный список въезда в Азербайджан. Согласно общедоступному "черному списку" Азербайджана, заинтересованные парламентарии часто являются типичными представителями второстепенного эшелона. Однако не случайно, что большинство из них - члены ультраправой "Альтернативы для Германии", причем представленные в ее наиболее националистическом крыле. Политические идеи немецких и армянских националистов очень похожи.

Конечно, в сложном конфликте черно-белое мышление запрещено, по крайней мере, на человеческом уровне. Все люди, как индивидуумы или группы, обладают равными правами. Это также относится без каких-либо исключений к армянскому населению в Нагорном Карабахе, которое понесло потери в конфликте. Однако цивилизованный подход всеобщих и неделимых прав человека требует готовности идти на компромисс, чтобы компенсировать конфликт интересов в случае возникновения спора. Поэтому с 2007 года Минская группа ОБСЕ, трехстороннее председательство в которой разделяют Россия, США и Франция, с согласия Армении и Азербайджана разработала Мадридские базовые принципы в качестве дорожной карты к миру. Не случайно он предполагает частичный вывод армянских вооруженных сил из оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращение их под контроль Азербайджана. Армения не может выдвигать даже гипотетические претензии на эти районы, потому что они были населены до войны азербайджанцами и курдским меньшинством, и все внутренне перемещенные лица имеют право на возвращение.

Постепенный подход также имеет смысл: прежде всего необходимо нормализовать политические отношения и восстановить доверие между группами населения до того, как будет определен окончательный статус Нагорного Карабаха - именно для того, чтобы армянское и азербайджанское население Нагорного Карабаха, даже после принятия решения о статусе, смогло мирно сосуществовать в свободном и безопасном регионе. Те, кто объявляет эти основные принципы переговоров устаревшими, должны лучше молчать о мире.

19505 просмотров