Вестник Кавказа

Иранская стратегия Трампа: новый вызов турецко-американским отношениям

"Сабах"
Иранская стратегия Трампа: новый вызов турецко-американским отношениям
© Фото: Белый дом

Новая стратегия Трампа в отношении Ирана и ядерной сделки, очевидно, окажет огромное влияние на союзников США в регионе. Пока Турция и Соединенные Штаты пытались создать совместную комиссию по урегулированию визового кризиса, в двусторонних отношениях возникла новая проблема - как сдерживать Иран на Ближнем Востоке и чью сторону примет Турция.

Как пишет колумнист ″Сабах″ Бурханеттин Дуран в статье Trump's Iran strategy: A new challenge to Turkey-US relations, президент США Дональд Трамп, который предпочитает двусторонние соглашения многосторонним, испытывал острое желание выйти из иранской ядерной сделки. Президент США критиковал ядерную сделку с Ираном точно также как и Транстихоокеанское партнерство (TТП) и Парижское соглашение по климату. Министр обороны США Джеймс Мэттис и госсекретарь Рекс Тиллерсон, напротив, призывали Трампа поддержать соглашение с Ираном, так как выход США только ускорит усилия Тегерана по разработке ядерного оружия.

У Трампа было два варианта - он мог отказаться от ″сертификации″ сделки, отправить ее обратно в Конгресс США и ждать решения о введении новых санкций против Тегерана в течение последующих 60 дней, или мог подтвердить сделку, отметив при этом необходимость ее пересмотра. Отказ от ″сертификации″ (в то время, когда американские институты признают, что Иран соблюдает условия соглашения) сулит Трампу противодействие со стороны Европы, России и Китая.

Как сообщают СМИ, Трамп хочет сосредоточиться на восстановлении более стабильного баланса сил в регионе и возродить традиционные альянсы и региональные партнерства Вашингтона для предотвращения деструктивных явлений со стороны Ирана. Администрация Трампа утверждает, что администрация Обамы ошибочно вышла из региона, предоставив Ирану заполнить вакуум: создавать баллистические ракеты, враждебно себя вести по отношению к Израилю, финансировать терроризм, поддерживать режим Башара Асада в Сирии, мешать военно-морским операциям в Персидском заливе, осуществлять кибератаки против Соединенных Штатов, Израиля и других союзников США на Ближнем Востоке, нарушать права человека и произвольно задерживать иностранцев, в том числе граждан США.

В просочившихся документах утверждается, что Соединенные Штаты пренебрегли долгосрочной иранской милитаризацией на Ближнем Востоке, которая осуществлялась на протяжении последних 15 лет, сосредоточившись на краткосрочной угрозе суннитского экстремизма. Таким образом, главной целью Трампа, похоже, является сдерживание иранской гвардии, которая участвует в насильственных конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене и угрожает Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам.

Реализация Трампом новой иранской стратегии будет стоить крайне дорого для союзников США на Ближнем Востоке. Для Израиля, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, которые поддерживают планы администрации по сдерживанию Ирана, речь идет о государственном потенциале. В конце концов, союзникам Вашингтона в регионе придется взять на себя бремя, если Трамп не сможет мобилизовать международную поддержку своей ”дорожной карте”. Излишне говорить, что позиция Турции будет иметь решающее значение.

Остается неясным, как Турция, которая недавно заключила серию сделок с региональными державами и пыталась наладить сотрудничество с Ираном в Сирии и Ираке, ответит на призыв Вашингтона присоединиться к своей миссии, не задавая вопросов. Стоит напомнить, что президент Обама уделял приоритетное внимание борьбе с ИГИЛ (запрещена в России) и игнорировал проблему воинственности Отрядов народной самообороны (YPG). Если президент Трамп теперь скажет туркам, что Иран является приоритетом и закроет глаза на проблему YPG, такая политика может привести к еще большему обострению американо-турецких отношений.

Просить многое, не предлагая ничего взамен, - серьезная проблема в политике США. В сложившихся обстоятельствах нельзя не задаться вопросом, а не были ли визовый кризис и решение провести слушание дела Зарраба в ноябре направлены на то, чтобы оказать давление на Турцию и заставить ее принять новую стратегию в отношении Ирана. (турецкий бизнесмен иранского происхождения Реза Зарра был арестован во Флориде по обвинению в том, что он и другие лица проводили финансовые операции стоимостью в сотни миллионов долларов для иранского правительства или других лиц в обход санкций США).

 Могут ли обвинения Турции со стороны американских СМИ в том, что альянс страны с Вашингтоном под вопросом, а сама Турция уподобляется Ирану, быть прелюдией к еще большему давлению?

10590 просмотров