Иран использует флот незаконных ”танкеров-призраков” для экспорта нефти в нарушение карательных торговых санкций, введенных президентом США Дональдом Трампом. К такому выводу приходит британская Daily Express в материале Iran using 'GHOST TANKERS' to keep oil money coming in spite of US sanctions. Аналитики по судоходству считают, что по меньшей мере, семь судов транспортируют нефть из ИРИ, экспорт которой упал как минимум на 500 000 баррелей с мая, когда Трамп отказался от ядерной сделки и объявил о введении санкций.
Страх перед дальнейшими международными мерами и падение нефтяных доходов - основного источника иностранной валюты Тегерана - уже привел к 70-процентному снижению стоимости национальной валюты, риала, в этом году.
Южная Корея и Франция относятся к числу стран, которые полностью прекратили иранский импорт, а Китай и Индия - крупнейшие покупатели иранской нефти - закупают все меньше баррелей.
По данным консалтинговой компании FGE, около 10-15 млн баррелей иранской нефти хранятся на морских судах без покупателей.
Вашингтон остается непреклонным. На этой неделе высокопоставленный представитель Белого дома сказал, что США помогают союзникам найти альтернативы иранской нефти.
Трамп уже попросил Саудовскую Аравию добывать больше нефти, чтобы компенсировать любой иранский дефицит на мировом рынке. Королевство на ряду с Ираком увеличивает производство в последние месяцы и переманивает иранских клиентов.
Министр нефтяной промышленности Ирана Биджан Зангане раскритиковал конкурентов из ОПЕК, которые наращивают производство: ”Любой, кто утверждает, что компенсирует дефицит на рынке, выступает против Ирана. Они должны признаться в том, что США позвонили им и велели увеличить добычу”.
В Тегеране аналитики не ожидают, что экспорт нефти в стране полностью сойдет на нет, но признают, что резкое снижение окажет непосредственное влияние на экономику. Умеренное правительство Хасана Рухани полагается на нефтедоллары, которые необходимы для того, чтобы выплачивать зарплату государственным служащим и обеспечивать денежные пособия для компенсации иранцам роста цен на энергоносители.
Неудовлетворенность режимом будет усиливаться, поскольку терпение истощается, а деньги заканчиваются. Иран не может легко отказаться от прибыльного экспортного бизнеса, который генерирует столь необходимые государственные доходы, и растет число свидетельств того, что страна вернулась к старой схеме тайных продаж.
Мэтт Смит, директор по товарным исследованиям из компании ClipperData, которая отслеживает суда с иранской нефтью, сказал: ”Мы помним, как это было в годы, когда экономика Ирана находилась под давлением санкций. Теперь повторяется то же самое - Тегеран держит в тайне свои нефтяные потоки”.