Вестник Кавказа

Иран может добиться повышения стоимости нефти до $200 за баррель?

Forbes

Возрастающее напряжение вокруг Ирана в последнее время привело к обсуждению темы подъема цен на нефть до 200 долларов за баррель. Иран может добиться этого с помощью даже частичной блокады Ормузского пролива, отмечает Forbes в статье Oil At $200-Plus Per Barrel? Iran Can Make It Happen. Недавно агентство Reuters сообщило о военных операциях Ирана, которые могут привести к приостановке транспортировки нефти через Ормузский пролив, а это 18 миллионов баррелей в день, что составляет 20% всей поставляемой нефти в мире. Так как же мы получим 200 долларов за баррель? Тут требуется экономический анализ.

Экономисты говорят, что зависимость гибкости цены от спроса на сырую нефть составляет -0,04. Таким образом, если объемы поставляемой на рынок нефти сократятся на 10%, то цена нефти возрастет на 250%. Учитывая, что сегодня цена на нефть составляет 70 долларов за баррель, блокада Ормузского пролива приведет к росту цен до 175 долларов за баррель, а в целом до 245 долларов за баррель, как показано на графике.

Президент США Дональд Трамп прав в том, что Вашингтон заплатил слишком больную цену защиту своих нефтяных интересов на Ближнем Востоке. Проект "Цена войны" Университета Брауна оценивает сумму, потраченную на все войны, начиная с 11 сентября 2001 года, в 5,6 триллиона долларов. К этому нужно прибавить потери человеческих жизней – 6961 убитый и 52682 раненных.

Президент Дуайт Эйзенхауэр в свое время избежал ловушки, в которую попались три последних администрации США. Он отверг все предложения Великобритании, Франции и Израиля, которые умоляли его принять участие в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 года. Понимая, что конфликты на Ближнем Востоке всегда происходят между теми, кто владеет нефтью, и теми, кто богатеет от ее производства, прагматичный Эйзенхауэр решил, что страны-потребители будут покупать нефть, независимо от того, кто им ее продает.

Он также понимал, что стратегическая зависимость от дешевой нефти с Ближнего Востока подорвет национальную безопасность США и способность американских военных планировать строительство подводящих трубопроводов во время "холодной войны". В 1959 году Эйзенхауэр ввел квоту на импорт нефти, чтобы снизить зависимость США от иностранной сырой нефти. Цена нефти в США была в два раза выше, чем во всем мире, и в ответ на это была создана ОПЕК. Американская нефтяная промышленность процветала. Такая политика сохранялась до тех пор, пока вице-президент, а позднее президент Никсон не снял ограничения на импорт.

Интересно, что сегодня США инициировали ввод повышенных тарифов на ввоз стали и алюминия в интересах национальной безопасности страны, но не включили в этот режим нефть. Почему? Такая политика помогла бы США снизить зависимость от ОПЕК. Более высокие внутренние цены на нефть поспособствовали бы созданию рабочих мест и скорейшему переходу на альтернативные виды топлива.

Повышение тарифов и ограничения на импорт помогли бы защитить Америку от перепадов нефти на мировом рынке. В 2014 году Саудовская Аравия увеличила производство, чтобы понизить цены на нефть, что стоило американской сланцевой индустрии потери 250 тысяч рабочих мест, более 300 банкротств, потери более 250 миллиардов прибыли, потери миллиардов долларов ВВП, а также потери миллиардов долларов налогов в местные бюджеты, бюджеты штатов и федеральный бюджет.

Если Иран заблокирует Ормузский пролив, скорее всего, Конгресс наложит запрет на экспорт, но при этом нефтеперерабатывающие заводы США не смогут быстро перестроиться. А потребители столкнутся с дополнительными расходами из-за очень высоких цен на нефть. Но Эйзенхауэр показал, что нужно делать дальше.

8945 просмотров