Вестник Кавказа

Грузинский предвыборный триллер

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В субботу в Грузии пройдут парламентские выборы, которые большинство серьезных экспертов уже называет "самыми непредсказуемыми в истории страны". Со времен первых демократических выборов, состоявшихся 28 октября 1990 года, ситуация с вероятным исходом голосования еще никогда не была столь запутанной и интригующей, с примесью вовсе не кинематографического триллера. Чего стоит хотя бы попытка убийства одного из лидеров оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД) Гиви Таргамадзе за три дня до голосования. (См. "ВК" "Правую руку" Саакашвили взорвали за три дня до выборов). Если бы от мощнейшего взрыва сдетонировал бак с горючим, то парламентские выборы могли пройти под бурные митинги протеста во время похорон депутата и одного из ближайших соратников экс-президента.

Впрочем, "трудно прогнозируемыми" предстоящие выборы делают вовсе не подобные инциденты, в том числе частые драки в регионах, а то странное обстоятельство, что никогда прежде, столь большое количество граждан не отказывалось отвечать на классический вопрос социологов: "За кого бы вы голосовали, если бы выборы проходили завтра?" 

Около 60% (!) грузин предпочитают не отвечать на этот вопрос - либо говорят, что "пока не решили", либо ссылаются на "анонимность и интимность выбора".

Почему так происходит, сказать трудно. Возможно, сказывается уникальность фигуры Михаила Саакашвили, остающегося чуть ли не главным актером на грузинской политической сцене, несмотря на бегство из страны в 2013 году – на другой же день после истечения срока президентских полномочий, а также, несмотря на трудоустройство в другом государстве. Третий президент Грузии уже довольно давно потерял грузинское гражданство, вступив в гражданство Украины, где трудится главой Одесской областной госадминистрации. 

Одно из свойств Саакашвили-политика: он не оставляет равнодушных. Его в Грузии либо ненавидят, либо обожают. Причем в рамках одной компании друзей или родственников можно обнаружить и тех, и других. Возможно именно поэтому, столь ненормально большой процент опрошенных пытаются скрыть свои предпочтения.

Они могут быть как "против" так "за" Саакашвили. Отсюда и аномальные результаты опросов разных, вполне респектабельных социологических служб.

Например, американо-германское GFK, считающееся я одним из самых уважаемых рейтинговых агентств в мире, утверждает, что партия Саакашвили получит 26%, а правящая "Грузинская мечта" (ГМ) 25,4%. Понятно, что социологический люфт составляет 2-3% в ту или иную сторону, но сравним этот результат с заключением другого, не менее уважаемого социологического агентства TNS: 36% - ГМ и всего 13%-ЕНД!

В условиях, когда респонденты отказываются отвечать, социологи вынуждены применять различные технологии. В том числе метод аллокации, когда задается наводящий вопрос "За кого вы не стали бы голосовать ни в коем случае?", либо метод аналогии" когда учитывается реальный итог голосования в ходе предыдущих выборов с учетом тогдашнего процента неопределившихся. GFK и TNS применили разную методику, и лишь реальный итог покажет, какая из них была более релевантной.

Прогноз становится делом настолько трудным, причем рискованным, что американская NDI вообще отказалась публиковать свое заключение, сославшись на то, что в условиях столь высокого процента неопределившихся (либо скрывающих предпочтения) делать обоснованный прогноз невозможно.

В политическом смысле предстоящие выборы будут выбором не между Саакашвили и основателем ГМ, миллиардером Бидзиной Иванишвили, а "за" или "против" Мишико. Миллиардер, несмотря на все его меценатство и множество добрых дел (чего стоит одна лишь многомиллионная программа бесплатного лечения гепатита) не обладает и десятой доли харизмы неуемного экс-президента.

Обратившись из Одессы к участникам многотысячного предвыборного митинга, Саакашвили обещал "переплыть Черное море, чтобы воссоединится с любимыми соотечественниками", хотя против него в Грузии заведено четыре уголовных дела по обвинению в растрате, а также превышении служебных полномочий. Глава МВД Георгий Мгебришвили на днях грозно предупредил - стоит только Саакашвили вступить на грузинскую землю, как он будет немедленно арестован. А вице-премьер Кахи Каладзе сообщил, что для экс-президента приготовлена самая комфортная камера в тбилисской тюрьме.

Главная интрига предстоящих выборов в том, что даже если ЕНД не сможет выиграть, но пройдет в парламент со "второго места" и создаст влиятельную, многочисленную фракцию в парламенте. Саакашвили и его соратникам хватит политического таланта и хитрости, чтобы использовать этот ресурс, чтобы добиться от властей прекращения уголовного преследования бывшего президента и возвращения ему грузинского гражданства, то есть перспективы  вновь легально участвовать в политической жизни Грузии. 

"Грузинская мечта" окажется перед тяжким выбором. По конституции, Грузия – парламентская республика, а правящей партии будет трудно (хотя бы с имиджевой точки зрения) работать и развивать связи с ЕС в условиях постоянной обструкции, бойкота и обвинений со стороны главной оппозиционной силы. Причем, партии вполне легитимной и значимой с точки зрения ЕС и США. Ни одна западная страна, несмотря на многочисленные просьбы грузинской генпрокуратуры, не только не объявила Саакашвили в розыск, но даже не отказала в визе.

 

20140 просмотров