Вестник Кавказа

Экономика слезам не верит

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Через полгода после утверждения парламентом правительства Бидзины Иванишвили эксперты получили возможность анализировать стратегию новых властей в экономической и социальных сферах. Аналитиков обеспокоили итоги последнего опроса NDI, в ходе которого большинство граждан заявило, что их социальное положение ухудшилось после прихода к власти «Грузинской мечты». Возможно, сказывается синдром завышенных ожиданий, но негативные показатели по разным сферам настолько большие (например, в части безработицы 81%), что приходится принимать во внимание другие причины. Главная среди них, постоянные шараханья и отсутствие у правительства единой программы действий.

Наблюдатели еще до выборов 1 октября высказывали мнение, что попытка Иванишвили объединить в одной команде либерального «коня» и «трепетную лань» социального патернализма может сыграть с ним злую шутку. Она и сыграла. С одной стороны, министр просвещения Георгий Магрвелашвили принимает «социалистическое решение» о бесплатной раздаче школьных учебников, не обращая внимания на бурные протесты издателей и владельцев книжных магазинов; а министр энергетики Кахи Каладзе договаривается с «Интер РАО» о снижении тарифов на электроэнергию для населения за счет фактического аннулирования (откладывания в долгий ящик) инвестиционных обязательств. А с другой стороны министр здравоохранения Давид Сергиенко решает продлить еще на год лицензии страховым компаниям, имеющим свои клиники, руководствуясь при этом либеральной концепцией свободной конкуренции на рынке оказания медицинских услуг.

Это уже привело к расколу в коалиции: левый депутат, лидер Партии народа Коба Давиташвили отметил, что у правительства нет единой философии, а разные министры тянут страну в разном направлении. О правительстве Саакашвили, несмотря на частую смену премьеров, такого никогда не говорили: плохая или хорошая, но у той команды была четкая концепция в социально-экономической сфере, и «либертарианские уши» всегда просматривались в популистских кампаниях по раздаче каждой крестьянской семье по 15-долларовому ваучеру. Но по принципиальным вопросам дискурса между левой и правой идеологиями команда Саакашвили никогда не шла на компромисс. При этом президент часто упоминал о «сингапурской модели», имея в виду жесткий запрет (вплоть до ареста по обвинению в саботаже) участников забастовок и полное бесправие работника в отношениях с нанимателем.

Правительство Иванишвили смягчило позицию в обоих направлениях. Принят вполне «европейский» Трудовой кодекс, не позволяющий бизнесменам в любой момент освобождать работника, что уже привело к резкому сокращению малых и средних инвестиций - бизнесмен, как правило, циничен и идет туда, где комфортнее.

С протестом выступил еще один лидер правящей коалиции, «пивной король» и основатель партии «Промышленность спасет Грузию» Гоги Топадзе, который до сих пор считался самым лояльным по отношению к Иванишвили политическим лидером.

Ослабление административного давления и смягчение фискальной политики под предлогом «слишком жесткого контроля со стороны прежних властей» предопределило снижение поступлений в бюджет. Впервые после «революции роз», в первом квартале 2013 года, правительство не смогло выполнить план налоговых поступлений, а недостача составила больше 51 млн долларов. Цифра не очень большая, но важен прецедент, которого не было в течение 9 лет правления «сингапурских либертарианцев». Так недалеко и до приснопамятных секвестров бюджета, происходивших во время правления Шеварднадзе чуть ли не по три раза в год.

По статистике, в январе-марте 2013 года, внешнеторговый оборот составил 2,144 млрд дол. против 2,260 млрд дол. за аналогичный период прошлого года. Этот показатель сократился впервые после кризиса 2008 года. Причем тогда причины были в большей степени объективные, то есть мало зависящие от конкретных решений правительства в экономической сфере. Ситуацию мог выправить прорыв в восстановлении торгово–экономических отношений с Россией и в открытии российского рынка, но уже совершенно очевидно, что никаких «подарков» администрации Иванишвили Москва делать не будет в условиях, когда внешнеполитический курс Тбилиси не претерпел изменений после смены власти.

Пока не особенно успешны даже те правительственные проекты, в осуществление которых миллиардер Иванишвили готов вложить собственные средства. Например, он создал фонд (около 600 млн дол.) для кредитования сельскохозяйственного производства. Сумма немалая, если учесть, что бюджет страны не превышает 4 млрд. Фонд готов выдать льготные кредиты с фантастической для Грузии процентной ставкой в 2-3% в год. Единственное, вполне разумное и естественное условие для бизнесменов и фермеров, хотя бы 10-процентное софинансирование. Мотив такого предусловия понять не трудно: речь идет о хотя бы минимальной ответственности получателя кредита. Но, как оказалось, рисковать хотя бы в минимальной степени, то есть вкладывать свои деньги, для возврата которых необходимо трудиться в поте лица, а не просто уповать на рыночную лотерею, мало кто хочет. Всем подавай «халяву» и чужую ответственность. Поэтому, проект практически провалился едва начавшись.

По той же причине наверняка провалятся и проекты остальных «миллиардных фондов» по инвестированию в другие сектора экономики, в том числе энергетику, строительство и т.д. Можно посочувствовать Иванишвили, который готов вложить практически весь свой капитал в развитие родины, но сложившаяся трагикомичная ситуация доказывает, что экономика слезам и сантиментам не верит.
25125 просмотров