Вестник Кавказа

Азербайджан и ЕС готовятся к заключению нового соглашения о партнерстве

Jamestown Foundation
Азербайджан и ЕС готовятся к заключению нового соглашения о партнерстве

4 апреля на заседании Совета по сотрудничеству между Европейским союзом и Азербайджаном в Брюсселе министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров подчеркнул, что обе стороны ”очень близки” к достижению нового соглашения о партнерстве, причем более 90% спорных моментов уже разрешено. Верховный представитель ЕС Федерика Могерини, в свою очередь, заявила, что переговоры достигли ”критически важного этапа” (Mfa.gov.azEeas.europa.eu от 4 апреля).

С момента начала переговоров Баку в основном уделял внимание качеству рамочного соглашения с Европой, а не его быстрому завершению (EDM от 22 июня 2017 года; 28 июня 2018 года). Однако сроки завершения переговоров стали критически важными из-за предстоящих выборов в Европейский парламент (ЕП), назначенных на 23–26 мая, и последующего формирования новой коллегии Европейской комиссии, которая может продлить процесс. По словам Мамедъярова, Азербайджан надеется, что соглашение может быть подписано в течение нынешнего срока полномочий Комиссии во главе с президентом Жан-Клодом Юнкером (EurActiv от 4 апреля).

Хотя некоторые фундаментальные вопросы сотрудничества еще нуждаются в рассмотрении, за последний год ряд ключевых событий в отношениях между Азербайджаном и ЕС внес позитивный вклад в общую динамику переговоров (Eeas.europa.eu от 11 марта). Например, в ноябре прошлого года Баку и Брюссель провели первый ”Диалог по вопросам безопасности”, в ходе которого обсудили сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью и угрозами кибербезопасности (Mfa.gov.az от 3 ноября 2018 года). Совсем недавно ЕП определил и другие перспективные области сотрудничества, включая информационную безопасность, а также противодействие угрожающей пропагандистской и дезинформационной деятельности (Europarl.europa.eu от 13 марта).

В феврале 2019 года обе стороны начали ”Транспортный диалог” на высоком уровне, чтобы обсудить возможности создания трансрегиональной логистической инфраструктуры с участием Азербайджана, в том числе железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс (БТК), объекты в порту Баку, а также транспортные коридоры ”Север-Юг” и Юг-Запад” (Mfa.gov.az от 19 февраля). Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил важность БТК для транзитной деятельности Североатлантического альянса в Афганистане через Азербайджан (Nato.int от 4 апреля). Аналогичным образом, подписание соглашения о Европейском общем авиационном пространстве (ECAA) (первый раунд переговоров начался в 2013 году, - Trend от 23 января 2013 года) предоставит Азербайджану новые возможности в плане диверсификации экономики и расширения его роли в качестве стратегического регионального транспортного логистического центра (Vocaleurope.eu от 20 декабря 2017 года). Уникальное географическое положение Азербайджана делает его важным узлом для растущего числа воздушных сообщений между Европой и Азией (Trend от 19 февраля).

При своевременном завершении ”Южного газового коридора” (ЮГК), стратегической основы отношений между ЕС и Азербайджаном, Европа начнет получать природный газ из Азербайджана. Последний, самый западный участок ЮГК, Трансадриатический трубопровод (TAP), недавно одобренный итальянским правительством (EDM от 6 марта), также будет снабжать Болгарию через северо-восточную развязку в Греции по соединительному трубопроводу Греция-Болгария. Италия не будет конечным пунктом назначения ЮГК, поскольку большинство балканских стран также заинтересовано в подключении к этой трубопроводной сети (EurActiv от 26 февраля и 4 апреля). Возможное расширение ЮГК в будущем усилит роль Азербайджана как поставщика и потенциальной транзитной страны для Европы и других производителей энергии в Каспийском бассейне (Eur-lex.europa.eu от 24 июля 2018 года). Недавно ЕП принял резолюцию о внутреннем рынке газа, касающуюся правил конкуренции для трубопроводов из стран, не входящих в ЕС (Europarl.europa.eu от 4 апреля). Хотя исключения могут быть применены к существующим трубопроводам (TAP получил временное ”освобождение для третьей стороны”), будущая деятельность ЮГК должна проводиться в рамках европейского законодательства, особенно с учетом потенциальных потоков газа из Азербайджана и возможного несоответствия деятельности BP с правилами газового рынка ЕС после Брексита. BP эксплуатирует морское месторождение ”Шахдениз 2” в азербайджанских каспийских водах, нефть из которого заполнит ЮГК. Во время переговоров с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини на прошлой неделе Мамедъяров подчеркнул, что европейские партнеры могут приложить больше усилий, ”чтобы сделать рынок ЕС более привлекательным для поставок большего объема газа из Азербайджана” (Mfa.gov.az от 4 апреля).

16 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев помиловал более 400 заключенных, включая лиц, которые ранее осложнили отношения между ЕС и Азербайджаном (EDM от 26 марта). Кроме того, Алиев подписал указ о реформировании судебной системы с целью сделать ее более эффективной и прозрачной (Eeas.europa.eu от 17 марта; President.az от 16 марта и 3 апреля).

Наконец, в Азербайджане был проведен ряд реформ, касающихся торговых правил, таможенных тарифов и торгово-логистической инфраструктуры, поскольку государство рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в ВТО позволит создать более амбициозные экономические условия в новом соглашении о партнерстве с ЕС, что приведет к увеличению взаимного товарооборота (Trend.az от 14 декабря 2018 года; Ednews.net от 5 апреля 2019 года). По словам Мамедъярова, Азербайджан продемонстрировал гибкость по некоторым ”техническим вопросам” (по сообщениям, касающимся торговли), и теперь ожидает того же от ЕС для дальнейшего продвижения переговоров (EurActiv от 4 апреля).

До 2020 года сотрудничество между ЕС и Азербайджаном будет проходить в рамках ”Партнерских приоритетов” (ПП), которые заменят План действий Европейской политики соседства (ЕПС) от 2006 года и будут регулировать финансовую помощь ЕС Азербайджану для обеспечения экономической устойчивости страны (Eeas.europa.eu от 11 июля 2018 года) ПП представляют собой сбалансированный и юридически необязательный документ, отражающий интересы обеих сторон. ПП уважают территориальную целостность Азербайджана и его международные границы, но в отличие от ЕПС не определяют роль Брюсселя в карабахском конфликте (Eur-lex.europa.eu от 24 июля 2018 года).

В прошлом месяце Брюссель осудил попытки премьер-министра Армении Никола Пашиняна изменить формат переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Он настаивал на том, чтобы признать армян Нагорного Карабаха независимой стороной на переговорах (EDM от 4 марта). Комиссар ЕС Йоханнес Хан на встрече с Пашиняном сказал: ”Мы должны оставить переговоры в нынешнем формате и не придумывать ничего нового”. (Ec.europa.eu от 3 марта). Могерини выступила за полноценное участие Армении в переговорах ”без предварительных условий” (Eeas.europa.eu от 5 марта). Помимо этого, президент Европейского совета Дональд Туск заявил Пашиняну, что ”статус-кво является неустойчивым” и конфликт нуждается в урегулировании ”в соответствии с международным правом” (Consilium.europa.eu от 5 марта). Правительство Азербайджана приветствовало четкую позицию Европы по этому вопросу (President.az от 6 марта).

Поддержка ЕС экономической диверсификации в Азербайджане будет важной с точки зрения продвижения реформ, улучшения делового климата и развития сельскохозяйственного сектора (Europa.eu от 15 марта). Азербайджан предпочитает руководствоваться более дифференцированным и гибким подходом в партнерских отношениях с иностранными субъектами. Поэтому вместо того, чтобы добиваться нормативного согласования с ЕС посредством традиционного Соглашения об ассоциации, Баку предложил соглашение о партнерстве с возможностью его развития до стратегического уровня. Акцент сделан на вопросах взаимной выгоды, а не разногласиях, что поможет продвинуть процесс.

17130 просмотров