Вестник Кавказа

Армения: прошлое и настоящее

Никол Воваевич Пашинян, отметивший этим летом свой сорок третий день рождения, личность в высшей степени неординарная. В апреле он организовал акции протеста против избрания премьер-министром экс-президента Армении Сержа Саргсяна, уже в мае сам был избран на премьерский пост и практически сразу приступил к преобразованиям. Станут они радикальными, в которых так нуждается Армения, или косметическим, пока судить трудно. Однако армянское общество по-прежнему переживает когнитивный диссонанс ввиду столкновения прошлого и настоящего.

Головы после прихода Пашиняна к власти полетели довольно быстро. Бывшая армянская элита "оказалась" насквозь коррумпированной. Самым громким на сегодняшний день "разоблачением" стали находки в домах и на складах депутата-генерала Манвела Григоряна. Выглядело это весьма эффектно для общества, которое в течение более двух десятков лет живет карабахской проблемой. Григоряну помимо незаконного приобретения и хранения оружия и боеприпасов инкриминировали воровство солдатских пайков, которые он направил на кормежку зверей в личном зоопарке. Иллюстрация высшей степени разрыва между элитой и народом! На григоряновских складах, вроде бы даже нашил именно те продукты, которые люди собирали для солдат во время четырехдневной войны в Карабахе 2016 года.

Наблюдатели говорят, что связывать генерала Манвела с экс-президентом Сережем Саргсяном, у которого уже арестованы брат и племянник, не стоит. Тем не менее Григорян состоял в РПА, которая попыталась оправдать его и объявляла о том, что его преследование носит политический характер. Сейчас Григорян находится под арестом, а семью, по слухам, успел эвакуировать в Сочи.

Сбежать удалось не только им. Так, бывший министр энергетики Армении Гагик Мартиросян покинул Армению уже через несколько дней после победы бархатной революции. Армянские СМИ называют его образчиком незаконного обогащения, который "за счет эксплуатации энергетических и водных ресурсов Армении сколотил состояние в сотни миллионов долларов, но успел все это благополучно перевести в Россию".

Боясь оказаться за решеткой после разоблачений Службы национальной безопасности (СНБ) Армении, вместе с сыновьями бежал из страны и бывший губернатор Сюникского марза Сурик Хачатрян.

По данным армянских СМИ, из страну также покинули люди, которые занимались приобретением и сбытом наркотиков. По слухам, во главе пирамиды этого бизнеса стояли племянник Сержа Саргсяна Нарек Саргсян и бывший начальник охраны начальника полиции Аршак Акопян.

Народ приветствовал актикоррупционную политику новой власти, ведь еще творя свою бархатную революцию, Пашинян сумел поймать волну чаяний простых людей. Теперь, по мнению экспертов, он пытается доказать этим "простым людям", что уважает их, представляет и выражает их интересы.

Всего, по данным помощника премьера по борьбе с коррупцией Арена Мкртчяна, с 8 мая по 20 июля в результате антикоррупционных мероприятий выявлено нарушений на сумму в 29,2 млрд драмов, причем правонарушения носили характер хищений, злоупотреблений служебным положением, взяток. Мкртчян обещает продолжить работу, но эксперты видят несколько причин для снижения масштабов борьбы с коррупцией. Так, далеко не все потенциальные фигуранты масштабных резонансных преступлений могут быть доступны для расследования. Кроме того, воровали с начала 1990-х и усадить на скамью подсудимых всех причастных к "приватизации" невозможно. Наконец, сегодняшние борцы с мздоимством в прошлом сами были замешаны в коррупционных схемах, а потому заинтересованы в расследовании не всех дел.

Тем не менее нарушения обнаружены в деятельности производителей минеральных вод, владельцев газозаправочных станций, депутатов, глав общин, директоров школ, военкоматов.

Ровно через два месяца после того, как Пашинян пришел к власти, в отставку подал мэр Еревана Тарон Маргарян, который к тому же, будучи членом Верховного органа РПА, и проходя на парламентских выборах третьим номером избирательного партийного списка, считался одной из ведущих фигур прежней власти. По данным нового премьера, Маргарян стал мэром благодаря избирательным взяткам.

Каждое новое правительство в Армении инициировало создание структур борьбы с коррупцией, но подавляющее большинство чиновничества и крупного бизнеса было замешано в тех или иных злоупотреблениях. Как поясняет Блог Ереванец в "Кавказском узле", в Армении все последние десятилетия действовало избирательное правосудие: "Группа лиц, приближенных к власти, могла себе позволить больше, чем все остальные. Это вызвано слабостью правоохранительной и судебной системы и ее политизацией, а также зависимостью от власти. Но поскольку институциональных изменений не произошло, ситуация остается такой же, какой и была. Поэтому избирательное правосудие "в пользу" приближенных к прошлой власти сейчас, повинуясь правилу маятника, стало действовать против них.

Происходящее имеет политическое измерение, в очень большой степени эти преследования мотивированы политически, даже если за ними есть реальная уголовная составляющая. Но борьба Пашиняна со старой элитой имеет и финансовое измерение: есть желание получить с них определенные суммы, чтобы пополнить ими бюджет.

Борьба с коррупцией стала флагом, под которым делается попытка скрыть недостаток или отсутствие действий в стратегических вопросах.

Пашинян не раз говорил, что его цель не посадить как можно больше людей, а выработать механизмы возмещения ущерба, нанесенного государству. Несколько уголовных дел действительно было закрыто на основании возмещения ущерба. Однако ресурсы государства, особенно человеческие, скудны, поэтому идея о том, что "заграница нам поможет", также находится на повестке дня новой власти. Армянские СМИ свидетельствуют, что в обществе верят - внутренняя трансформация должна автоматически принести крупные иностранные западные инвестиции. Поэтому Пашинян позиционирует Армению в качестве очага демократии на Южном Кавказе, ожидая, что Евросоюз поблагодарит Ереван за установление демократического процесса в стране. В ходе поездки в Брюссель Пашинян выразил недоумение в связи с тем, что ЕС не увеличивает объем помощи Армении после революции.

Кстати, ответа на вопрос, будет ли политика нового премьера прозападной или пророссийской, пока тоже нет. Та же поездка в Брюссель гражданам Армении была преподнесена как феноменальный дипломатический успех, а для российской аудитории – как обычная рабочая поездка. В целом Пашиняну пока удается успешно маневрировать на уровне заявлений "я ни пророссийский, ни прозападный, я – проармянский", а до реального выстраивания внешней политики дело пока не дошло. По данным СМИ, дюжина из двух десятков пашиняновских министров училась за рубежом, причем как в Великобритании, Нидерландах, Греции, США, так и в России.

Но главным вопросом внешней политики для Армении, конечно, остается Нагорный Крабах. Сегодня армянский генералитет раздражен инициированными в армии масштабными проверками. В сферу внимания правоохранителей уже попали военкоматы. Нескольких сотрудников задержали по подозрению в том, что они требовали деньги за освобождение призывников от службы в армии. Но народ не очень верит в то, что такие проверки будут массовыми. "Теперь дети правительственного аппарата пойдут на передовую?! Но ведь там стреляют!", - комментируют люди эту новость.

Между тем, если по проблеме коррупции в рядах политиков и чиновников общество придерживается единой линии "вор должен сидеть в тюрьме", то по вопросу схожей деятельности Армянской церкви, мнения разнятся. Одни говорят, что "Католикос и его брат превратили церковь не только в базар, но и в бандитское гнездо", другие призывают "помочь церкви восстановиться нравственно, не разрушая ее". Но эксперты считают, что "духовный процесс" так или иначе будет политизироваться. Тот же Ереванец в своем блоге пишет, что церковь превратилась в продавца свечей, в армию священников с нетерпением ожидающих приглашения на крестины, свадьбы, похороны, а литургии и проповеди давно уже преподносятся на непонятном вызубренном языке… Николу Пашиняну и его команде придется реагировать. Это другие энергии, и они обязательно канализируются в политическое поле.

Ну и, наконец, из последних новостей, иллюстрирующих разрыв между настоящим и прошлым Армении: экс-президенту Роберту Кочаряну предъявлено обвинение в том, что во время событий 1 марта 2008 года он, войдя в предварительный сговор с другими лицами, нарушил конституционный порядок в стране. Кочарян арестован.  По тому же делу проходят в качестве обвиняемых находящийся в розыске экс-министр обороны Микаэл Арутюнян, и экс-глава Генштаба ВС РА, а ныне генсек ОДКБ Юрий Хачатуров.

Так или иначе, сегодня армянское общество снова оказалось разделено. Одни безоговорочно поддерживают действия Пашиняна и его команды, другие утверждают, что люди, оказавшиеся у руля власти, были хороши в митинговой борьбе, а когда речь идет о серьезных преобразованиях, могут и не справиться: "ломать - не строить". 

20875 просмотров