Главным событием ушедшего года в Армении стал выход из правящей коалиции партии "Процветающая Армения", возглавляемой Гагиком Царукяном.
Интрига года - позиция ППА
В феврале 2011 года, то есть почти за полтора года до парламентских выборов, прошедших в мае этого года, ППА подписала меморандум с правящей Республиканской партией Армении (РПА) и коалиционной партией "Страна законности" (ПСЗ), в котором предполагалось, что все эти три партии пойдут единым списком на выборы в Национальное собрание и выдвинут единого кандидата в президенты. Фамилии кандидата в меморандуме указано не было, но подразумевалось, что этим кандидатом будет действующий президент Серж Саргсян.
Однако ППА пошла на выборы самостоятельно. Возможно, такой шаг партии, которая по сути отказалась от выполнения меморандума, стал результатом определенных проблем внутри власти.
Еще на митинге 25 ноября 2011 года глава оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Левон Тер-Петросян предложил ППА пойти на парламентские выборы самостоятельно. Возможно, экс-президент знал о каких-то проблемах во власти, и его стратегия состояла в том, чтобы от власти откололась какая-то солидная политическая колонна со своими ресурсами и возможностями. На протяжении всего года ППА подвергалась беспощадной критике со стороны подконтрольных властям СМИ и экспертов.
Тем не менее ППА добилась на парламентских выборах очень высокого результата - за нее проголосовало 450 тыс. избирателей. В итоге партия смогла солидно увеличить свое представительство в парламенте - с 26 до 36 депутатов. ППА не только не вошла в правящую коалицию, но и отозвала всех своих представителей из исполнительной власти. Пария не поддержала назначение нового премьера, зато поддержала несколько инициатив оппозиции и проголосовала против бюджета на 2013 год. Классическим определением оппозиционности той или иной силы, считается голосование по двум пунктам - по пункту о вотуме доверия правительству и по бюджету. В обоих случаях ППА не поддержала правящую коалицию. Правда, ППА не называет себя оппозиционной, а представляется альтернативной политической силой.
От власти откололся большой сегмент
Власть «ужалась» и стала испытывать определенный политический дискомфорт после того, как Царукян принял решение не выдвигать свою кандидатуру на предстоящих в феврале 2013 года президентских выборах. Ведь эти 40% депутатов (53 мандата из 131) в парламенте, которые не поддерживают действия властей, останутся и после президентских выборов.
Главная проблема самой власти состоит в том, что у правительства нет какой-либо вразумительной программы по выводу страны из экономического кризиса и создания достаточного количества хорошо оплачиваемых рабочих мест, а также нет программы по развитию в стране технологий и сферы образования. Вместо этого правительство сосредоточилось на туристическом секторе и банковско-финансовом секторе.
Другой проблемой власти остается высокая степень коррупции на всех уровнях, которая буквально отпугивает всех потенциальных инвесторов, не только извне Армении, но и внутри страны. Причем последние предпочитают вывозить свои капиталы не только в дальнее зарубежье, но и даже в соседнюю Грузию, где климат для бизнеса лучше, чем в Армении.
Осенью прошли выборы в органы местного самоуправления, в которых вновь одержали победу республиканцы, однако не с таким разгромным счетом, как это было раньше. Чтобы сохранить лицо, представители РПА вынуждены были поддержать на выборах мэра Гюмри кандидата от ППА Самвела Баласаняна. Дело в том, что предыдущий мэр города, республиканец Вардан Гукасян себя настолько дискредитировал, что даже республиканцы при всем их полном безразличии к общественному мнению не могли его больше удержать на этом посту.
Оппозиция: с улиц в парламент
Оппозиция, в первую очередь в лице АНК, сумела представить несколько политических инициатив по избирательному законодательству, созданию новой комиссии по исследованию событий 1 марта, в частности деятельности правоохранительных органов. Инициативы были поддержаны со стороны ППА, АРФД и фракции "Наследие".
Впервые после 1998 года оппозиция сумела собрать необходимое количество подписей для проведения внеочередного заседания парламента, которое было сорвано парламентским большинством. Был также подготовлен иск в Конституционный суд, принятый к рассмотрению. Кроме того, АНК направил очень серьезный запрос правительству по вопросу о монополиях. Правительство дало негативный ответ - якобы нет в Армении никаких монополий.
Тот факт, что часть политической жизни с улиц все-таки переместилась в парламент, эксперты рассматривают как позитивное явление.
Конечно, нельзя назвать идеальным сотрудничество между партиями, не входящими в правящую коалицию, но все-таки это сотрудничество существует. Депутаты поставили подписи под рядом инициатив, голосуют и выступают со схожих позиций. В частности, власть не получила поддержки ни одной из политических сил, кроме РПА и ПСЗ в вопросе о лишении Осканяна депутатской неприкосновенности. Все внекоалиционные силы также резко осудили недавний случай, связанный с прослушиванием частной беседы двух депутатов, а затем ее обнародования в Youtube.
Парламентское сотрудничество между АНК, ППА и АРФД может быть продолжено, вне зависимости от того, чем закончатся президентские выборы.
Оппозиция: откол сегментов от АНК
В 2012 году большая политическая колонна откололась не только от власти, но и от АНК. Из АНК как до выборов в парламент, так и после вышли все те политические организации и деятели, которые были односторонне ориентированы на Запад. В числе отколовшихся от АНК были Либерально-демократическая партия, партия "Республика", причем последняя была одной из системообразующих партий АНК.
АНК стал структурой, в которой не осталось организаций антироссийской направленности. Однако этот "парад" выхода из АНК недовольных и несогласных (в том числе и с курсом АНК на сближение с ППА) привел к тому, что оппозиция, как и власть, «ужалась». Правда, АНК после выборов в парламент не принимал серьезного участия в других выборах (в частности, в выборах в ОМС, ориентируя своих сторонников на то, чтобы они голосовали на местах против правящей коалиции) и был занят укреплением своих структур.
Вопросы демократии
Ситуация в плане демократии и гражданских свобод в 2012 году не стала лучше. Парламентские выборы вновь были нечестными: фактически в выборах приняло участие порядка полумиллиона "мертвых душ", если не больше, и все они "проголосовали" за РПА и ПСЗ. Кроме того, законодательство по выборам не приведено в соответствие с реалиями. В стране по-прежнему есть политзаключенные, в первую очередь четверо молодых активистов АНК.
Внешняя политика
Впервые после 2005 года в Армении были проведены военные учения с участием России и подразделений других стран ОДКБ. С одной стороны Ереван продолжает оставаться военно-политическим союзником России, с другой - руководство Армении ясно артикулирует, что оно движется в сторону ЕС. В конце года звучали заявления о том, что Армения изучает возможность вступления в Таможенный союз, но сколько времени будет продолжаться изучение этих возможностей неясно: Ереван изучает эти возможности с августа.
По-прежнему, остаются две важнейшие проблемы - урегулирование нагорно-карабахского конфликта и армяно-турецкие отношения. Руководство страны считает, что сделало правильно, поставив подпись под армяно-турецкими протоколами 10 октября 2009 года. Отзывать подпись власти не намерены, хотя некоторые оппозиционные партии и в частности, АРФД требует либо отозвать подпись, либо, если это такие хорошие протоколы - ратифицировать их. Сегодня армяно-турецкий процесс заморожен не только Турцией, но и Арменией.
Переговоры по Нагорному Карабаху можно находятся в состоянии "застоя": стороны пришли к какой-то точке, это так называемые "Мадридские принципы" и остановились. Какого-либо прогресса или регресса в этом вопросе в 2012 году не было.
Зато прибавилась еще одна проблема - ситуация в Сирии, где есть серьезная угроза безопасности армянской общины. Армения уже приняла часть желающих, которые смогли выехать из Сирии, им оказана определенная гуманитарная помощь, но Армения это не та страна, которая может разрешить эту проблему.