Вестник Кавказа

Армения -2015: изменение политической карты

Сусанна Петросян, Ереван

Главными в жизни Армении в уходящем году стали события, связанные с изменением в раскладе сил на политическом поле, а также коллизии вокруг конституционной реформы. Политическую карту страны изменил разгром партии "Процветающая Армения" (ППА). В результате угроз, которые озвучил президент Серж Саргсян в адрес лидера ППА, крупного предпринимателя Гагика Царукяна и в результате последующего давления, оказанного государственными органами на Царукяна и многих его однопартийцев, властям удалось нейтрализовать наиболее ресурсную силу в стане оппозиции. Без поддержки ППА, главный проект президента - принятие конституционных изменений - мог стать весьма рискованным мероприятием.

12 февраля во время заседания Совета правящей Республиканской партии Армении (РПА) президент выступил с речью, основной мишенью которой стал лидер ППА, в адрес которого прозвучали даже оскорбления. Президент выразил сомнение в способности Царукяна заниматься политикой, назвал лидера ППА "псевдополитическим явлением, каким в политике не место". Саргсян призвал руководство парламента изучить причины систематических отсутствий Царукяна на заседаниях. Премьеру было поручено проверить достоверность слухов о неуплате Царукяном налогов в размере миллиардов драмов под видом благотворительной деятельности и открыто представить результаты этой проверки. Указом президента Царукян был освобожден от должности члена Совета национальной безопасности. Хотя угрозы по сути не были претворены в жизнь, давление правоохранительных и налоговых органов на Царукяна и его однопартийцев оказалось достаточным для того, чтобы лидер ППА отошел от политики, а возглавляемая им деидеологизированная партия полностью сменила политическую ориентацию.

Как только главный финансовый спонсор отошел от руководства ППА, она, хотя и объявила себя оппозиционной, на деле перестала представлять какую-либо опасность для власти и фактически превратилась в РПА. Таким образом, ППА, занимавшая до февраля 2015 года нишу умеренной оппозиции, перешла в стан властей. Сегодня она не играет никакой роли в политической жизни страны.

Это ослабило оппозицию, где остались идеологизированная радикальная партия "Армянский национальный конгресс" и небольшая маловлиятельная партия "Наследие".

Другая парламентская партия АРФ "Дашнакцутюн", несмотря на то, что ее депутаты проголосовали против проекта бюджета на 2016 год, на деле также находится в лагере властей. С августа 2014 года последовательная сторонница парламентской республики - партия "АРФД", начала дрейф в сторону власти, объявившей о намерении перейти от президентской к парламентской форме государственного правления.

Что касается правящей РПА, то она сохранила влияние через административные рычаги, силовые структуры, финансовые и информационные ресурсы. Власть по-прежнему уверенно контролирует ситуацию в стране, реализуя свою главную политическую задачу - ей удалось провести конституционные изменения как в парламенте 5 октября, так и на всенародном референдуме 6 декабря.

Однако итоги референдума оказались не совсем такими, на которые рассчитывала власть, которая хотела уверенной победы. Даже по официальным данным, свыше 400 тыс. избирателей проголосовало против конституционных изменений. По оценке наблюдателей, главным для подавляющего большинства граждан была не столько суть предлагаемых изменений, сколько выражение негативного отношения к власти. Пока трудно сказать какое влияние на настроения правящей элиты окажет столь отрицательное отношение общества к властям и их инициативе. Сейчас президент скрывает свои дальнейшие планы. Но на состоявшейся за три дня до референдума пресс-конференции он не исключил, что может стать премьером. Саргсян фактически отказался от своих предыдущих обещаний. Он не всегда следует своим обещаниям, и это очередной урок не только для общества в целом и оппонентов, но и для его сторонников.

В уходящем году образовалось три новые политические партии. Для прозападных партий "Гражданский договор" и "Светлая Армения" важна не идеологическая доктрина, а внешнеполитическая ориентация. Дальнейшая судьба этих партий зависит, в частности, от финансирования и от того, как сложится политическая ситуация. Третья новая сила - партия "Альянс", возглавляемая Тиграном Уриханяном, бывшим пресс-секретарем ППА. Эксперты не исключают, что "Альянсу" будет покровительствовать второй президент Роберт Кочарян, что указывает на его возможное участие в будущих политических процессах.

Так или иначе, оппозиция не сумела выполнить стоящую перед ней задачу - не допустить принятия конституционных изменений. Говорят, проблемой оппозиции пассивность общества. Однако голосование на референдуме показало, что общество, которое в целом избегает участия в уличных акциях протеста, при необходимости в состоянии принять самое активное участие в выборных процессах. Поэтому характеристика общества как абсолютно безразличного и инертного не совпадает с реалиями. Референдум показал, что в обществе, помимо НПО, существующих на западные гранты, действуют организации и гражданские инициативы (их немного, но они есть), к примеру, инициатива "Не проведете!" или "Гражданин наблюдатель", не привязанные ни к каким грантам и готовые защищать интересы граждан.

Словом, центральными в 2015 году были процессы вокруг конституционных изменений. Казалось бы, власть решила эту задачу, однако для ее претворения в жизнь надо прожить еще 2016 год, который станет сложным в социальном и экономическом плане. Изменения вступят в силу лишь после парламентских выборов весны-лета 2017 года.

31135 просмотров