Вестник Кавказа

Актуальность ОПЕК в период низких цен и перепроизводства

The Guardian

Накануне встречи Организации стран-экспортеров нефти 2 июня встает немало вопросов об актуальности существования организации. Многие страны-члены ОПЕК пострадали от резкого падения цены на нефть, однако государства, в особенности Саудовская Аравия и Иран, борются за сохранение своей доли на рынке, а не за достижение устойчивых цен путем ограничения производства нефти.

В начале года цены на сырую нефть марок Brent и WTI упали ниже 30 долларов за баррель, однако на прошлой неделе цена на Brent выросла до 50 долларов.

Безусловно, от ценовой войны пострадало производство сланцевой нефти в США, как того хотели многие члены ОПЕК. Возросший спрос в виду низких цен вселил в них уверенность, что ценовая война дала хороший результат. Более высокие цены означают, что производители смогут вздохнуть спокойно, несмотря на то, что даже при цене 50 долларов за баррель производство не принесет прибыли.

Глава отдела сырьевых стратегий TD Securities Барт Мелек считает, что ОПЕК успешно реализует цель по удержанию своей доли рынка. По его словам, можно сказать, что долгосрочные перспективы ОПЕК улучшаются, кроме того, организации не приходится предпринимать каких-то особых усилий для стабилизации рынка.

ОПЕК не собирается менять свою квоту в 31,5 миллиона баррелей нефти в день, хотя она ежедневно внепланово производит дополнительный 1 миллион баррелей. Два крупнейших производителя, Саудовская Аравия и Иран, похоже, не отступят от своих производственных планов.

Иран неоднократно заявлял, что намерен вернуться на прежний уровень производства до введения западных санкций против него из-за ядерной программы. Саудовская Аравия также вряд ли сократит свои объемы производства, 9,5 миллионов баррелей в день, учитывая, что другие члены ОПЕК также работают на перепроизводство.

«По всей видимости, никаких договоренностей достигнуто не будет. Саудовская Аравия и Иран не найдут общий язык ни с того ни с сего… Несмотря на то, что решения в организации принимаются путем консенсуса, никакого консенсуса мы не увидим», - заявил Эд Морзе, глава отдела исследований сырьевого рынка Citi Research.

Отсутствие консенсуса – главная причина сомнений на нефтяном рынке по поводу того, нужна ли вообще сегодня ОПЕК, особенно учитывая, что такие производители, как США, не входящие в организацию, занимают большую долю нефтяного рынка на сегодняшний день.

«Я считаю, что сегодня ОПЕК контролирует нефтяные цены в наименьшей степени, чем когда-либо за последние 40 лет. Обстоятельства складываются таким образом, что странам-членам очень трудно договориться о единой ценовой политике из-за последствий инвестирования в разные сферы за последние 10 лет», - полагает Морзе, имея в виду производство сланцевой нефти путем гидравлических разрывов.

Вице-президент компании Deloitte, лидера производства газа и нефти в Америке, Джон Ингланд уверен, что переизбыток нефти на мировом рынке, вызванный перепроизводством странами-членами и сланцевой промышленностью США, поставил ОПЕК в сложное положение.

«Власть поставщиков сильнее во времена недостатка. А мы сегодня переживаем времена изобилия, что касается предложения на нефтяном рынке… Неспособность прийти к консенсусу ограничила их возможность влиять на рынок в той мере, в какой они влияли на него раньше. Поэтому я считаю, что организация утратила свою актуальность», - заявил Ингланд.

Однако он добавляет, что ОПЕК не умерла, отмечая, что организации ранее удавалось пережить несколько сырьевых циклов.

Старший аналитик по нефти в Commerzbank Карстен Фрич разделяет мнение, что сегодня организация выглядит устаревшей, но как только уровень спроса и предложения стабилизируются, роль ОПЕК снова может возрасти.

Некоторые эксперты полагают, что стабилизация на нефтяном рынке произойдет уже к концу года. Предположительно, производство в США упадет на 8,5% по сравнению с рекордным объемом производства в 9,5 миллионов баррелей в день в 2015 году, согласно данным Информационной службы США по энергетике (EIA), правой руки Министерства энергетики США в вопросе статистики. По прогнозам EIA, к 2017 году объемы производства упадут на 13% по сравнению с 2015 годом из-за низких цен на нефть, вызванных перенасыщением рынка.

EIA считает, что перепроизводство на мировом рынке достигнет 1 миллиона баррелей в день в этом году, но в 2017 снизится до 200 тысяч, потому что потребление растет, а предложение сокращается.

Учитывая падение уровня производства в США и растущего спроса, аналитики представили свои прогнозы цен: Commerzbank полагает, что средняя цена за Brent и WTI в 2016 году составит 50 долларов за баррель, а Citi считает, что Brent будет стоить около 55 долларов.

Даже если появится еще больше крупных нефтепроизводителей, Мелек уверен, что ОПЕК сохранит свою актуальность.

«То, что они заявили, что они намерены сохранить свою долю на рынке и проводить такую политику, делает их очень важными участниками. Они двигают рынок. Просто цены не выросли, а упали, но это не означает ослабление их влияния», - сказал эксперт.

Вице-кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман

Заседание 2 июня станет первым для нового министра нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха. Скорее всего, он продолжит придерживаться нынешнего курса сохранения доли на нефтяном рынке, в то время как вице-кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед  бен Салман твердо намерен реализовать свой план, озвученный в недавно опубликованной «Стратегии 2030», увести монархию от нефтяной зависимости.

«Саудовская Аравия не хочет стать обанкротившейся нефтяной страной. Это декларируемая цель – найти путь экономического процветания даже при низких ценах на нефть», - заявил Морзе.

Это означает, что, возможно, Саудовская Аравия захочет выкачать столько нефти, сколько это только возможно на пути к преобразованию своей экономики.

«(Когда) ты понимаешь, что придет конец нефтяному господству в мировой экономике, желание максимально нарастить производство вполне оправдано, потому что чем больше нефти останется под землей, тем дешевле она будет стоить со временем», - считает аналитик.

Возможно, ОПЕК и выиграла недавнюю ценовую войну, но если даже Саудовская Аравия задумывается о жизни после нефти, будущее организации выглядит весьма неопределенным. 

20850 просмотров