Вестник Кавказа

История и двойные стандарты

Алексей Власов
Ситуация вокруг законопроекта о криминализации отрицании геноцида парадоксальным образом напомнила мне о недавней встрече с известным украинским дипломатом во время «европейских дебатов» в Харькове. В данном случае не столь важно, как именно зовут этого в прошлом высокопоставленного чиновника МИД Украины. Гораздо примечательнее та история, которую он мне поведал относительно не столь отдаленных событий, связанных с признанием Вашингтоном независимости Косово.

Мой собеседник красочно описал картину заседания высших чинов украинской дипломатии в тот вечер, когда стало ясно, что американцы всерьез намерены перейти «косовский рубикон». Общий настрой искушенных в многовекторной политике Киева управленцев был примерно одинаков – и что мы теперь со всем этим будем делать? Ведь мало-мальски осведомленному в специфике ситуации на постсоветском пространстве политику было ясно, что вслед за Косово во весь рост встанут проблемы Приднестровья, Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. А разбираться во всем этом «великолепии» придется вовсе не Вашингтону, а бывшим республикам СССР, которые и без того не могут преодолеть последствия распада СССР.

Эта история вспомнилась мне по совершенно иному поводу и с совершенно иными действующими лицами - Анкарой, Парижем, Ереваном, Баку. Очевидно, что у каждой из сторон есть свои резоны, благодаря которым еще недавно вполне «переговорные» темы по истории армяно-турецких взаимоотношений в один миг превратились в бомбу замедленного действия, которая заложена и под процесс ратификации армяно-турецких протоколов, и под продвижение Турции в Евросоюз, и под участие Франции в качестве одного из главных посредников в процессе нагорно-карабахского урегулирования.

Я далек от того, чтобы в очередной раз фильтровать аргументы «за» и «против» признания или отрицания геноцида. Каждая из сторон готова представить сотни томов и тысячи документов, из которых будет следовать прямо противоположное. В таких случаях, на мой взгляд, есть только одно, хотя не самое быстродействующее лекарство – терпение и время. Николя Саркози по своей или же чужой воле перевернул песочные часы, и в данном случае мы даже не догадываемся, какой режим времени в них отмерен. Очевидно другое – в проигрыше оказываются все страны, вовлеченные в разборки вокруг этого законопроекта.

А вот и победители, при любом исходе - Хилари Клинтон, касаясь принятого Сенатом Франции армянского законопроекта, заявила: «Мы никогда не станем следовать по пути, где выражение мыслей считается преступлением. Как ужасны бы ни были произошедшие события, как это ни выражало бы высокую степень участия, попытка использовать власть правительства для решения исторических вопросов может иметь опасные последствия».

Я вполне понимаю и схожую реакцию некоторых видных французских политиков, которых никак не заподозришь в симпатиях к Турции или Азербайджану – сжигать мосты в ситуации, когда обстановка в мире меняется в сторону полной и безоговорочной хаотизации, это все равно, что подбрасывать дрова в и без того пылающий костер.

Многие эксперты указывают на успешные лоббистские усилия армянской диаспоры. Но только ли в этом дело? Азербайджан прилагает не меньшие усилия в отношении ходжалинской трагедии, но, несмотря на всю эффективность организованных акций, западный мир не стремится глубоко вникнуть в эту трагическую историю. Увы, мы живем в эпоху двойных стандартов. Это уже стало общим местом. Но еще большее сожаление вызывает тот факт, что политики, которые причисляют себя к категории творцов современной истории, охотно принимают эти правила игры. И, может быть, незаметно для самих себя переходят из категории манипуляторов в разряд манипулируемых. А потому с уверенностью можно сказать, что косовский прецедент никого и ничему не научил.
15930 просмотров