Вестник Кавказа

"Россия очень важный партнер для Азербайджана"

Сергей Рекеда
На вопросы "Вестника Кавказа ответил депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, политолог Расим Мусабеков

- Как вы могли бы прокомментировать турне президента Франции Николя Саркози по странам Южного Кавказа?

- Интересы, связанные с каждой из стран этого региона. В контексте Армении, я думаю, что это попытка через этот визит заручиться в определенной степени поддержкой армянской диаспоры во Франции. В преддверие президентских выборов, это не лишний ход для Николя Саркози, у которого есть проблемы с рейтингами.
По Грузии, с учетом того как активно участвовал Саркози в урегулировании грузино-российского конфликта вокруг Южной Осетии, который вспыхнул в 2008 году, есть определенные обязательства с его стороны. Вы знаете, к Грузии особое отношение со стороны Запада, поэтому ей оказывается всесторонняя поддержка.
И, наконец, Азербайджан. Я думаю, здесь в первую очередь превалируют экономические интересы. Потому что с точки зрения экономики, Азербайджан – это, в общем, показатель экономики всего Южного Кавказа. Здесь на шельфе французская компания Total вышла на серьезные объемы газа на месторождение Абшерон. Есть и другие проекты в ненефтяной сфере. Могу сказать, что гигантский завод, по масштабам нашего региона, по переработке твердых отходов будет строить Франция. Объем инвестиций в это предприятие почти 400 миллионов евро. Есть и другие масштабные проекты, которые безусловно очень важны с точки зрения продвижения французского бизнеса в регионе и Азербайджане.
Ну и наконец, понятное дело, Франция – сопредседатель Минской группы по карабахскому урегулированию, которое опять уперлось в тупик. Я думаю, что приезд Саркози обусловлен желанием посмотреть своими глазами на возможности региона и на те перспективы, которые могут открыться в продвижении урегулирования. Серьезный момент заключается для стран региона в том, что это Франция, одна из великих держав мировых с огромным политическим влиянием, экономическим потенциалом. Есть и другой момент. Если экономическим мотором Евросоюза является Германия, то его политику в существенной, если не сказать решающей, мере определяет позиция Франции. В этом смысле визит Саркози в регион – это поддержка двусторонних отношений между странами региона и Евросоюзом.

- Следующий вопрос об Азербайджане и его желании стать непостоянным членом Совета безопасности ООН. На ваш взгляд, может ли мнение России стать определяющим для решения о вхождении Азербайджана в состав непостоянных членов СБ ООН?

- В принципе возражение России, конечно, могло бы эти шансы существенно снизить, а поддержка решающей, в этом смысле, вряд ли станет, потому что надо мобилизовывать голоса, и поддержка России автоматически не гарантирует увеличение этой поддержки со стороны других государств. Но при всех случаях это позитивно для Азербайджана, что Россия публично эту заявку поддержала.

- Продолжая тему отношений Азербайджана и России, хотелось бы вспомнить статью Путина о Евразийском союзе. На ваш взгляд, насколько интересна для Азербайджана предложенная Путиным идея Евразийского союза? Как отреагировали в Азербайджане на эту статью?

- Пока, на мой взгляд, - это торговля воздухом. Когда говорят, скажем, о Евросоюзе, то он есть, он действует, приносит конкретную выгоду странам, которые в него входят. А новая формация начнет действовать лишь с 1 января. Окажется ли это эффективным для государств, которые в него уже вступили, или нет, еще большой вопрос. И говорить, что кто-то сейчас, задрав штаны, побежит за этим воздушным шариком... Времена изменились, и такой реакции вряд ли стоит ожидать.
Этот проект, о котором говорит Владимир Путин, конечно, ориентирован больше на те бывшие советские республики, которые сохранили высокий уровень кооперационных связей. Высокий уровень кооперации между Белоруссией и Россией сохранился и существует. Несмотря на трудности высокий уровень кооперации сохранился и между Украиной и Россией – это атомная промышленность, авиация, в определенной степени химия, экология. Практический аспект: 90% коммуникаций России идут через Белоруссию и Украину, то есть сохранилась связь очень серьезная. Достаточно высокая степень кооперации пока еще сохраняется между Казахстаном и Россией.
Между Азербайджаном и Россией также есть связи. Россия очень важный партнер для Азербайджана. Ее удельный вес в азербайджанских экономических связях – 15%. Однако доминирующие транспортные и экономические связи сегодня идут через Грузию и Турцию, а не через Россию, не через Белоруссию, не через Украину. В этом смысле, этот проект для Азербайджана не представляется пока чем-то настолько привлекательным. Украина если пойдет в сторону такого союза, то у нее будет такой-то выигрыш, такой-то проигрыш. В отношении Азербайджана расчеты того, что даст этот проект или отнимет, разговаривать пока бессмысленно. Для нас самая правильная позиция – подождем, посмотрим, насколько это будет выгодно для стран, которые в нем участвуют, и хладнокровно посчитаем плюсы и минусы для себя. Я не думаю, что отношение к этому предложению Владимира Путина будет идеологическим. Оно будет экономическим, прагматическим.

- Переговоры о транзите азербайджанского газа через Турцию должны были завершиться еще в конце сентября, сейчас уже начало октября, а подвижек вроде как не зафиксировано. В чем причина таких заторов, и как эта задержка может отразиться на перспективах сотрудничества Азербайджана с трубопроводными консорциумами, которые уже прислали свои предложения для изучения Госнефтекомпании Азербайджана?

- Причина одна, и заключается она, как это обычно бывает в деньгах. Да, Турция – очень близкое Азербайджану государство, но оно не намного ближе, чем Украина или Белоруссия для России. Но мы же видим, какой трудный торг идет между Украиной и Россией. Ожидать, что этот торг будет между Азербайджаном и Турцией более простым – утопия.
Понятно, что есть интересы, Турция хочет дешевле покупать газ и больше получать за транзит. Точно так же, как этого хочет Украина. Идет серьезный разговор, серьезный торг. В случае с Азербайджаном есть еще плюсы, связанные с тем, что Евросоюз, в который стремится Турция, и которая вынуждена с общими европейскими правилами свою позицию корректировать. Есть вопрос по тарифам за транзит, и есть вопрос, где будут рассматриваться споры, в случае, когда они возникают. А они возникают, как мы видим, и между братьями. В данном случае, Украина и Россия.
Где будут разрешаться споры? Турция пытается настаивать на том, чтобы местом разрешения споров была бы турецкая юстиция. В Азербайджане полагают, что с учетом того, что Турция все же заинтересованная сторона, то правильным будет, если место для разрешения споров будет Лондон или Швеция, Стокгольм. В эти два вопроса пока переговоры и уперлись.
Какая-то затяжка может быть, но, тем не менее, есть проекты, в которых, я думаю, и Турция будет заинтересована, чтобы она осталась основным маршрутом экспортирования азербайджанского газа. Но для Азербайджана это не единственная линия. У нас есть проекты, по которым должен быть налажен вывоз сжиженного газа с портов Грузии. Это так называемый проект AGRI Грузия-Румыния-Азербайджан. У нас есть предложения со стороны Газпрома по покупке дополнительных объемов азербайджанского газа. У нас есть проекты по активному использованию нашего газа для целей химического производства, производства электроэнергии, на которую достаточно покупателей в нашем регионе.
По сути, я еще раз повторю, безвыходного положения для Азербайджана нет. Переговоры продолжаются, я думаю, что взаимоприемлемый компромисс будет найден. Но при всех случаях, доминанта маршрута через Турцию, конечно, сохранится.
16365 просмотров