Азербайджан разочарован ролью Евросоюза в карабахском урегулировании 

Читать на сайте Вестник Кавказа

EurActiv публикует статью заместителя директора Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики, доктора Гюльшан Пашаевой.

В основе своей права человека признают неотъемлемую ценность любого человека, независимо от происхождения. Согласно статье 3 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Однако на протяжении веков, в том числе и в прошлом столетии, жертвы различных войн обычно подвергались количественным оценкам, и никто не задумывался о ценности жизни каждого отдельного человека.

В этом контексте недавняя человеческая трагедия привлекла внимание мировых СМИ к нагорно-карабахскому конфликту, протекающему на юго-восточной границе Европы. Инцидент произошел 4 июля в селе Алханлы в Физулинском районе. В результате обстрела армянских сил были убиты двухлетний ребенок и бабушка, еще одна жительница деревни была ранена и госпитализирована. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выразили серьезную обеспокоенность в связи с этим нарушением режима прекращения огня, назвав его провокацией, которая подрывает мирные усилия и может спровоцировать срыв предстоящих переговоров.

Однако мы не должны забывать, что пик предыдущих жестоких нарушений международного гуманитарного права совпал с годовщиной Ходжалинского геноцида. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года 613 человек, в том числе 106 женщин, 63 ребенка и 70 пожилых людей, были убиты вооруженными силами Армении при участии военнослужащих пехотного полка № 366 бывшего Советского Союза. Было ранено 487 человек, в том числе 76 детей, 1275 человек были взяты в заложники, пропали без вести 150 человек. За прошедшие годы было убито в общей сложности 30 тыс. человек с обеих сторон, и более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев (внутренне перемещенных лиц) разбросаны по всему миру, а также в пределах Азербайджана и Армении. Это прямые гуманитарные последствия вооруженного конфликта, разрешения которого выжившие граждане ждут более двух десятилетий. Мировое сообщество в какой-то мере несет ответственность за промедление в разрешении конфликта.

Несмотря на четыре резолюции Совета Безопасности ООН (822, 853, 874 и 884), которые подтверждают суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики, требование немедленного, полного и безоговорочного вывода оккупационных сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики, призывы к возвращению перемещенных лиц в свои дома, никаких конкретных действий в течение более 20 лет не предпринималось. Хотя сопредседатели Минской группы неоднократно заявляли, что статус-кво неприемлем, они сосредоточили свои усилия на предотвращении эскалации, а не на достижении мирного урегулирования конфликта.

Участие ЕС в урегулировании конфликта ограничено и согласуется с посредническими усилиями Минской группы ОБСЕ, которая поддерживает различные инициативы в области установления мира. С другой стороны, жаль, что спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу до сих пор не смог внести свой вклад в разрешение нагорно-карабахского конфликта, несмотря на консультации с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Четырнадцать лет прошло с момента назначения Хейкки Талвитие в июле 2003 года на пост, который позднее был переименован в пост спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу. С тех пор было еще четыре спецпредставителя - Питер Семнеби, Пьер Морель (который был назначен для урегулирования кризиса в Грузии после войны 2008 года, Филипп Лефорт и нынешний представитель - Герберт Зальбер. Они пытались внести свой вклад в мирное урегулирование конфликтов на Южном Кавказе с 2003 года. Однако урегулирования не происходит, и гуманитарная ситуация вокруг нагорно-карабахского конфликта только ухудшается.

Настало время для ЕС сыграть более решительную и справедливую роль в урегулировании этого конфликта, быть более сильным и более громким в отношении систематических нарушений международного гуманитарного и уголовного права.

В этом контексте обнадеживает тот факт, что в соответствии с ”Глобальной стратегией политики ЕС в области внешней политики и безопасности” Евросоюз стремится содействовать защите международного гуманитарного права, международного права в области прав человека и международного уголовного права,  а также поддерживает Совет ООН по правам человека и поощряет самое широкое признание юрисдикции Международного уголовного суда и Международного суда ООН.

Сегодня важно работать над укреплением гуманитарного аспекта мирного процесса нагорно-карабахского конфликта. Улучшая гуманитарную ситуацию на местах и соблюдая международное гуманитарное право, а также принимая более решительную позицию, включающую политическое и дипломатическое давление, ЕС и Минская группа ОБСЕ могут помочь преодолеть нынешнее несогласие между конфликтующими сторонами и продвинуться вперед в направлении стойкого урегулирования этого затянувшегося вооруженного конфликта.